МФО и МФК: почувствуйте разницу

При создании регулируемого микрофинансового рынка в 2011 году закон сразу установил ограничение на привлечение МФО средств граждан, которые не являются учредителями или акционерами микрофинансовой организации: инвестировать в МФО можно лишь сумму от 1,5 млн руб.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Предполагалось, что человек, готовый сделать такую крупную инвестицию, обладает необходимым опытом и знаниями, умеет оценивать и принимать риски и инвестирует не последние деньги. После того как завершилось (29 марта 2017 года) разделение МФО на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании, право на привлечение средств сторонних физических лиц (не учредителей или акционеров) сохранилось только у МФК. Цель такого ограничения была понятна: компания, привлекающая деньги граждан, должна быть устойчивой и надежной, насколько возможно при ведении той или иной финансовой деятельности. Поэтому к МФК предъявляются более строгие требования и по целому ряду нормативов, и к капиталу, который должен был быть не менее 70 млн руб.

Кроме того, с июля 2017 года для МФО действует Базовый стандарт защиты прав потребителей, разработанный саморегулируемыми организациями МФО (СРО МФО) и утвержденный Банком России. Согласно этому стандарту, микрофинансовая компания обязана предупреждать своего клиента о рисках невозврата инвестиций или вложений гражданина в ценные бумаги компании, а также о том, что его инвестиция в МФК не застрахована в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках.

Илья Кочетков, директор департамента микрофинансового рынка Банка России

Вся лента