Российские банки осваивают небо
Зачем Сбербанк и ВТБ хотят создать авиакомпанию
Сбербанк и ВТБ прилетят в регионы. По данным газеты «Ведомости», кредитные организации создадут крупнейшую авиакомпанию для региональных перевозок. Ожидается, что ежегодно новый игрок будет перевозить до 10 млн человек. В России только две компании перевозят более 10 млн ежегодно — это группа «Аэрофлот» и S7. А крупнейший региональный игрок — «Ямал». За прошлый год ее услугами воспользовались почти два миллиона человек.
Проект с участием госбанков вполне может стать прибыльным, считает советник по макроэкономике компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. Однако, успех будет зависеть от направлений, по которым будут осуществляться перевозки:
«Если посмотреть, как заполнены региональные авиарейсы там, где они есть, это наводит на мысль о том, что определенный платежеспособный спрос именно на региональные перевозки присутствует. Поэтому, если вновь созданному консорциуму удастся снизить до приемных величин стоимость аэродромного обслуживания, добиться достаточно приемлемых цен на авиатопливо, то не исключено, что выполнение государственной задачи помимо прочего принесет и определенную прибыль. Безусловный интерес представляют некоторые региональные направления. Как правило, это направления, которые связывают между собой достаточно благополучные с экономической точки зрения регионы, и направления, связывающие благополучные регионы с Москвой и Санкт-Петербургом. В остальном же прибыльность бизнеса будет сильно зависеть от платежеспособного спроса.
А во многих депрессивных регионах платежеспособный спрос на авиационные услуги практически отсутствует».
Рассчитывать на то, что появление нового регионального перевозчика снизит стоимость авиабилетов можно только в том случае, если перевозки будут субсидироваться государством. Такое мнение высказал исполнительный директор аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «В ряде случае за счет появления прямого маршрута удастся существенно сократить время в пути и, возможно, несколько снизить стоимость перелета. Но в целом нужно отдавать себе отчет в том, что полет на региональных самолетах, на воздушных судах малой вместимости всегда дороже, чем на крупных магистральных лайнерах. Поэтому нужно будет либо рассчитывать на субсидии, которые позволят сделать билеты более доступными по цене, либо смириться с тем, что за выигрыш во времени путешествия придется платить отсутствием удешевления перевозки».
В свою очередь, вице-премьер Максим Акимов сообщил, что Сбербанк и ВТБ пока не представляли правительству заявку и бизнес-план по созданию региональной авиакомпании.