«Этот метод зарекомендовал себя абсолютно устойчивым»

Блицинтервью

Глава столичного департамента ЖКХ Гасан Гасангаджиев прокомментировал для “Ъ” представленный вчера в Архангельске проект правительства Москвы, согласно которому часть московского мусора будет собираться в новом экокластере в Люберцах, сортироваться, упаковываться в пленку, а затем вывозиться РЖД в экотехнопарк «Шиес» в Архангельской области.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

— Планируется ли свозить на экокластер, который будет построен на территории Люберецких очистных сооружений, весь столичный мусор?

— Нет, туда будет свозиться не весь мусор. В Москве были несколько лет назад заключены с операторами госконтракты на вывоз и утилизацию отходов. Они продолжают действовать. Сейчас прорабатываются новые технологии с использованием лучших мировых практик для того, чтобы ввести принципиально иной уровень переработки отходов. Это одновременно развитие раздельного сбора, переработка твердых коммунальных отходов с отделением вторичных фракций, которые идут не на захоронение, а на переработку. Этот рынок серьезно развивается и востребован. Просто продолжать захоронение того, что может быть полезным для промышленности, инвестиций и т. д., смысла нет. Поэтому и было принято решение, что мы должны в принципе поменять подходы к переработке отходов и сделать наиболее развитую систему, которая сможет минимизировать захоронение и позволить использовать больше полезных фракций.

— Правильно ли я понимаю, что в Люберцы будет свозиться только тот мусор, который нельзя переработать?

— Несколько иначе. Отходы с мест их сбора будут доставляться на производственную площадку в Люберцах. Далее, пройдя полную сортировку, на захоронение будет отправляться только то, что сегодня не представляет прежде всего никакого коммерческого интереса и никакой экологической нагрузки для места захоронения.

— Будут ли в брикеты прессоваться пищевые отходы?

— Нет, пищевых фракций там не будет. Технологии позволяют добиться 99% отделения пищевых фракций и, соответственно, исключить дальнейший процесс окисления, гниения и брожения. В Люберцах создается современный кластер, на котором будут отделяться пищевые продукты, которые больше всего влияют на процесс брожения, а также полезные фракции (металлы, алюминиевые банки, полиэтилен, всевозможные виды бумаг, картон). То есть все то, что может быть повторно использовано в процессе переработки для хозяйства. Оставшиеся «хвосты» очень плотно сжимаются в брикеты и очень плотно упаковываются плотным слоем пленки и больше не представляют никакой опасности для экологической среды. Это безопасно и с учетом примененных технологий может храниться бесконечно долго.

— А что в итоге будет отправляться в Архангельскую область?

— Вы же представляете, что вы у себя накапливаете в мусорном ведре и что вы выбрасываете в мусоропровод? Если мы оттуда отделим все, что вы использовали для приготовления пищи, а также всевозможные пленки, пакеты, бумагу, то оставшаяся масса не представляет никакой ценности для переработки. Это то, что создает абсолютно нейтральную среду, экологически неопасную.

— Планируется ли еще подобные экокластеры построить помимо Люберец?

— Мы в любом случае будем сейчас отрабатывать технологию. Технология уже с точки зрения эффективности зарекомендовала себя, и мы, безусловно, будем перенастраивать отрасль по переработке отходов в Москве.

— Отвечает ли технология брикетирования критериям наилучшей доступной технологии (НДТ) и включена ли она в справочники?

— Технология брикетирования — это не новшество, которое придумано в этот период. Мировые компании, которые заняты переработкой отходов, эту технологию используют более 30 лет. Поэтому мы ее и презентуем с точки зрения 30-летнего опыта. За все эти годы этот метод зарекомендовал себя абсолютно устойчивым, без какого-либо воздействия на окружающую атмосферу. Эту технологию мы и применяем, чтобы минимизировать количество отходов, попадающих под захоронение, и их опасность для экологии. Необходимо обезопасить с точки зрения воздействия на экологию все места, где будут размещены соответствующие полигоны, и обеспечить длительный процесс их эксплуатации.

— За чей счет планируется строительство экокластера в Люберцах? Сколько это будет стоить?

— Кластер в Люберцах создает Москва. Как только мы создадим объекты, я думаю, что они будут иметь определенную инвестиционную привлекательность. Вопросы привлечения инвесторов для дальнейшей реализации рассматриваются.

— Планируется ли в дальнейшем построить аналогичные проекты экотехнопарку «Шиес» в других регионах?

— Я не готов сейчас ответить на этот вопрос. Безусловно, при выборе мест размещения рассматривались разные направления. Есть масса факторов, которые влияли на выбор мест размещения объектов. Во-первых, это транспортная доступность. Во-вторых, низкая плотность населения. Также учитывались климатические условия и ряд других факторов. На сегодня пока мы говорим только об этом объекте.

— При выборе такой логистики будут ли увеличены тарифы для граждан?

— Я могу лишь сказать о том, что политика правительства Москвы не направлена на увеличение тарифной нагрузки. Сегодня требования по оснащению отрасли переработки отходов больше продиктованы жизнью субъекта, необходимостью предоставления комфортной гарантированной услуги москвичам.

— Насколько проект следует московской территориальной схеме по обращению с отходами? Как он будет туда встроен, ведь она предполагает снижение доли мусора, отправляемого на захоронение?

— Вы должны понять, что это сегодня прорабатывается в качестве проекта, сейчас это лишь перспективная модель. В действующей территориальной схеме пока объектов нет. После того как эта перспективная модель будет полностью спроектирована и пройдет все экологические экспертизы, она будет внесена в тесрхему. На данный момент, повторюсь, это только перспективная модель, которая обсуждается как на уровне субъектов, так и технических исполнителей.

— Что дальше будет с мусором на территории «Шиеса»?

— Территория будет полностью обвалована слоем растительного грунта, будут высажены зеленые насаждения и лесопосадки. Через некоторое время мы увидим покрытый лесом холм, абсолютно безопасный с точки зрения дальнейшей эксплуатации.

Беседовала Анна Васильева

Вся лента