Сборка ракет-носителей окажется под «прицелом» видеокамер

Поможет ли новая мера избежать аварий при запуске

Экипировку рабочих и контролеров, занимающихся сборкой ракет-носителей, дополнят видеорегистраторами. Как сообщает РБК, такое распоряжение дал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Записи будут храниться весь срок эксплуатации ракеты-носителя. Ужесточение контроля за сборкой космических аппаратов стало реакцией на аварию ракеты-носителя «Союз», которая должна была доставить на МКС корабль с двумя космонавтами. Инцидент произошел 11 октября. По данным газеты «Коммерсантъ», причиной аварии могла стать ошибка при сборке ракеты.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

Видеорегистраторы могут предотвратить большинство ошибок, однако на некоторых этапах сборки они бесполезны, отметил независимый эксперт космического кластера фонда «Сколково» Вадим Лукашевич: «Наиболее ответственные операции и сейчас контролируются тщательно. Один человек делает какую-то операцию, потом делает соответствующую запись в журнале, и при необходимости происходит фотографирование до и после. Видеорегистратор — это, в общем-то, некий аналог фоторегистрации, но более современный, более тщательный и так далее. Говоря о последней аварии "Союза", нужно просто понимать, что произошло. Ведь если ракета была повреждена в момент сборки при подъеме краном, и там не было человека, который работал руками в непосредственной близости, то и видеосъемка, в общем-то, тут не помогла бы. Мы же не можем снимать вообще все. Но, в любом случае, когда ты краном таскаешь ракетный блок, любая нештатная ситуация — не так зацепил, не так поднял, рванул, что-то задел — все равно достаточно очевидна. Здесь, в общем-то, камеры не нужны.

Человек, который это сделал, все знал, просто промолчал.

Соответственно, даже если мы введем видеофиксацию, и один сотрудник будет занят задачей, а второй снимать процесс ее выполнения, и они оба "накосячат", то всегда могут договориться и промолчать. То есть вопрос ответственности тоже важен. Ни в коем случае нельзя заявлять сразу после того, как авария случилась, и еще ничего непонятно, что обязательно последуют кадровые решения. Лучший способ загнать проблему внутрь — заявить о неизбежном наказании. Как только ты это говоришь, тебе сразу сложнее этих виновных искать».

Непосредственные виновники аварий редко получают серьезное наказание. В отрасли все понимают, что большая часть ответственности так или иначе лежит на руководстве, рассказал «Коммерсантъ FM» глава Института космической политики Иван Моисеев: «Что касается конкретно допущенного брака, как правило, применяются несуровые санкции, потому что находятся смягчающие вину обстоятельства. Могут, например, сотрудника лишить премии, что-то такое. Зависит от грубости нарушения. По тем авариям, которые известны, никаких особых репрессий не последовало. Дело в том, что когда происходят инциденты с такой сложной и дорогой техникой, то ответственность почти автоматом переходит не на того, кто допустил ошибку, а на руководителей — тех, кто инструктировал сотрудника, кто принимал работу, кто контролировал и организовывал весь процесс. Тогда придется самих себя наказывать. Сейчас реальных виновников ЧП просто передвигают с места на место».

Помимо видеорегистрации, процесса сборки, Дмитрий Рогозин также предложил установить более точное лазерное оборудование в монтажных цехах космодромов. Кроме того, во время пуска ракет-носителей могут резервировать и дублировать все процессы без исключения.

Сергей Гусев

Вся лента