Теплу свое время
«Царская невеста» Мариинского театра в Московской филармонии
В зале Чайковского в концертном исполнении с участием оркестра, хора и солистов Мариинского театра и Валерия Гергиева за пультом прозвучала опера Римского-Корсакова «Царская невеста». Это одна из пяти версий, премьеры которых в прошлом сезоне состоялись в разных городах страны. Юлия Бедерова считает, что Валерий Гергиев закрыл в Москве сезон «Царских невест» созвучно духу времени.
Валерий Гергиев поймал в «Царской невесте» дух времени
Фото: Московская филармония
Оперные певицы Ангелина Ахмедова (слева) и Светалана Капичевская
Фото: Московская филармония
Премьера новой постановки «Царской невесты» (режиссер Александр Кузин) в Мариинском театре состоялась этим летом и большого ажиотажа не вызвала. Но так сразу и не вспомнишь, когда последний раз театральное решение мариинской премьеры вызывало у кого бы то ни было сильные чувства. Который сезон подряд спектакли гергиевского театра производят впечатление полуконцертных независимо от масштаба декораций. Что, правда, никак не связано с их музыкальным качеством: оно бывает превосходным.
Гастрольные проекты театра в Москве также свелись к концертным, зато представляют Мариинку в лучшем виде. В этом формате ничто, кроме напряженного гастрольного графика, не мешает партитурам превращаться в особый — насыщенный действием, образами, характерами и конфликтами, ассоциациями и смыслами — тип гергиевского музыкального театра.
Так произошло и с «Царской». Все то, что в этой музыке, впервые прозвучавшей под занавес 1899 года в Частной опере Мамонтова, остается вечным, на филармонической сцене вырастало во всех вокально-симфонических подробностях, во всем узорчатом, таинственном и страшном великолепии. И ясно отвечало на вопрос, почему премьеры «Царской» в прошлом сезоне появлялись в разных российских театрах одна за другой.
В российском сезоне «Царских невест» кроме Мариинки принимали участие Уфа, петербургское «Зазеркалье», Астрахань и Владивосток. С одной стороны, бывают репертуарные совпадения, которые как будто ничего не значат: российские театры не конкурируют между собой и не сговариваются о названиях. С другой — всякий раз, когда разные сцены, словно повинуясь единому порыву, представляют то драму уходящего царя «Бориса Годунова», то лирически-этнографические поиски «Евгения Онегина», то «Иоланту» — сказку о прозрении и слепоте,— в этом часто чувствуется дух времени. Наверное, и сейчас что-то носится в воздухе, что навевает «Царскую» — историю о том, как не ко времени возвращается в Москву после европейского обучения молодой человек, как ужасно не ко времени звучат мечты о частной жизни, как совсем не ко времени влюблен опричник. Все здесь не ко времени, все гибнет и все свое становится чужим, когда вокруг реальная опричнина и невидимый Грозный царь — «тепло-то не ко времени», как изумленно, потому что осень, но, кажется, не только поэтому, поется во втором акте.
Оперная певица Юлия Маточкина
Фото: Московская филармония
В музыкальные кружева филигранного историзма у Римского-Корсакова одета по-современному пронзительная драма судеб, снесенных ветром безнадежного времени. И мощное дыхание этого ветра, его музыкального воплощения в ритмическом могуществе, плетении мотивов, намертво сцепленных фраз, где вокальные линии подобны красивым листьям, летящим внутри симфонической формы, было слышно в гергиевском исполнении. В густом, но ясном волшебстве звучания, словно передающего чуть иронический привет вагнерианству и предчувствующего музыку XX века, как будто напрочь отменялись вся декоративность и клишированная риторичность, все бороды лопатами и фразировки «подбоченясь», так часто свойственные трактовкам «Царской». К чести вокалистов их объединял отличный слух, позволяющий чувствовать гибкое движение оркестра, и музыкантская чуткость. Чуть более картинный Григорий Грязной Алексея Маркова, чем красивому листу этой партии уместно было бы выглядеть, или характерно невесомый, очаровательно неважный Лыков Александра Михайлова. Нежная Любаша (трагическая без надрыва Юлия Маточкина, здесь выросшая в артистку) или Ангелина Ахмедова с ярким тембром, туманной дикцией и простодушным артистизмом — все были словно инструментальные линии, переплетенные нити единой оркестровой ткани. После такого исполнения, как будто открывающего оперу по-новому, многие прочие кажутся велеречивыми и претенциозными, что, впрочем, не отменяет, а, наоборот, только подчеркивает актуальность и ко времени тревожную красоту «Царской».
Фотогалерея
Творческий путь Валерия Гергиева
Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу дирижирования, во время учебы победил на международном конкурсе дирижеров в Берлине и Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве
Фото: Е. Деньчук / РИА Новости
С 1977 года работал в Кировском (Мариинском) театре помощником дирижера, в 1978 году впервые дирижировал (опера Сергея Прокофьева «Война и мир»)
Фото: Коммерсантъ / Наталья Логинова
В 1988 году занял пост главного дирижера Мариинского театра, начал проводить ежегодные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. Вернул на сцену оперы Рихарда Вагнера, в 2003 году целиком была поставлена грандиозная оперная тетралогия композитора «Кольцо нибелунга»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
Дебютировал за границей в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 году выступал в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 году — в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли)
Фото: Юрий Белинский / ТАСС
В 1994 года стал художественным руководителем оперы — главным режиссером Мариинского театра. С 1996 года является художественным руководителем — директором Мариинского театра
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году — вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке, а с апреля 2017 года — во Владикавказе. В 2009 году начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором вышло уже более 30 дисков
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев
С 1995 по 2008 год занимал пост главного приглашенного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 2007 года по 2015 год — главного дирижера Лондонского симфонического оркестра. С 2015 по 2022 год возглавлял оркестр Мюнхенской филармонии
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
С 1999 года Валерий Гергиев женат на певице Наталье Дзебисовой (на фото). У супругов трое детей
Фото: Коммерсантъ / Валентин Барановский
В разное время руководил престижными международными фестивалями, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
В декабре 2003 года дирижер создал «Фонд Валерия Гергиева» с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования
Фото: Коммерсантъ / Григорий Собченко
Является народным артистом РФ (1996), лауреатом Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Награжден орденами Дружбы (2000), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008), Александра Невского (2016)
Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин
В 2004, 2012 и 2018 годах был доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина (на фото слева)
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров
Среди премий, которые получал артист, «Золотая Маска» (1996-2000, 2002, 2022), премия «Золотой софит» (1997, 1998, 2000). Является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премии Glashutte Original Music Festival Prize (2010)
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
В 2012 году получил звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере (2010), церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014 в Сочи
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобожденной армией правительства Сирии при поддержке российских военных
Фото: Коммерсантъ / Анатолий Жданов
«В детстве я увлекался только футболом. Это была совершенно неистребимая страсть. Мог с утра до ночи гонять по двору хоть мяч, хоть консервную банку. Какая музыка, о чем вы?!»
На фото: Валерий Гергиев на фоне памятника композитору Сергею Прокофьеву в Москве
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
С 2018 года худрук Мариинского театра является членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
1 декабря 2023 года премьер–министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Валерия Гергиева генеральным директором Большого театра вместо Владимира Урина
Фото: Коммерсантъ / Александр Казаков