«Модно — «не модно» — «модно»
Елена Стафьева о пути, пройденном G-Shok за 35 лет
Знаменитые электронные часы Casio G-Shock, выпущенные в 1983 году, снова выглядят современно. Это отличный пример того, как в сложном современном контексте меняется статус вещей, насколько подвижным может быть положение на шкале «модно—не модно»
Если отвлечься от несколько скомпрометированного семантического ореола слова «культовый», то G-Shock — именно культовые часы. Их придумал Кикуо Ибе, часовой инженер компании Casio. Он рассказывает об этом так: «У меня были часы, которые подарил мне мой отец и которыми я очень дорожил. Как-то я уронил их на плиточный пол в офисе, они разбились и перестали работать. Это меня очень расстроило, и я решил придумать такую конструкцию, которая сможет выдерживать удары». И он ее придумал. Конструкция эта работала по принципу мяча: электронный модуль был помещен в полое пространство и при ударе встряхивался, но не бился. Эта противоударность — часы выдерживали падение с высоты 10 м и давление 10 бар — и то, что разработка Ибе была недорогой и отлично подходила для запуска в серию, сделало G-Shock одной из главных часовых моделей 80-х. Тогда невозможно было представить себе более модные и крутые часы.
За 35 лет G-Shock не утратили популярности, Casio всегда поддерживало их культовый статус сотрудничеством с художниками и дизайнерами, регулярно выпуская коллаборации и специальные серии, но их статус модного объекта не был перманентным — в определенный момент электронные часы как предмет вышли из моды, и в нее вернулись часы классические, со стрелками, а не табло (и у G-Shock тоже появился циферблат и стрелки). И вот сейчас канонические G-Shock в квадратном корпусе с электронным табло опять стали выглядеть круто. Но связано это не столько с изменением часовых трендов, сколько с трендами в моде.
Последние годы мода постоянно вращается внутри довольно маленькой карусели 70-е—80-е—90-е, причем доля первых становится все меньше, а доля двух последних — все больше. Мода на спортивные ретро-костюмы, на широкие плечи, на power style и даже на люрекс и неоновые цвета создала тот самый контекст, в котором актуализируются объекты, имевшие ко всему этому определенное стилистическое отношение. Оказалось, что с одеждой Vetements, Balenciaga, Gucci, Off-White и Gosha Rubchinskiy отлично сочетаются классические электронные часы из 80-х. Более того, они отлично сочетаются даже и совершенно с другими вещами, например с костюмами Celine Фиби Файло или Calvin Klein Рафа Симонса, но уже по принципу контрапункта, тихих аллюзий на модный фэшн-контекст и сложноорганизованной системы акцентов. И вот при взгляде на G-Shock мы уже видим не просто исторические часы, совершившие в свое время революцию, но вещь из арсенала людей моды.
Это движение от «не модно» к «модно» случалось и раньше, но сейчас оно стало быстрым и внезапным. И, даже постоянно наблюдая за пространством современной моды, мы не всегда можем поймать тот момент, когда изменяется фэшн-статус объекта: вдруг выныривают и становятся дико модными вещи, которые вроде бы никуда не девались, но про которые мы и думать не думали как про модные: резиновые спортивные шлепанцы, сумки на талию, заколки-крабики для волос, вязаные шлемы и проч. С часами сейчас самый подходящий момент зафиксировать переход: классические электронные часы 80-х — это сейчас модно. В честь 35-летия G-Shock в Casio выпустили несколько коллекций, в том числе GMW-B5000 именно с первоначальным дизайном — с квадратным окошком электронного табло, сделанные из стали с серебряным и золотым напылением. И вот они выглядят так, что их можно помещать в любую сегодняшнюю фэшн-съемку.