КНР инвестирует и дискриминирует
Кенийцы жалуются на расизм работающих в стране китайцев
С начала года работающие в Кении китайцы оказались в центре уже нескольких скандалов — их обвиняют в дискриминации и расизме по отношению к африканцам. Последний скандал разгорелся после публикации видео, в котором начальник-китаец называет работников-кенийцев «обезьянами».
По подсчетам Института американского предпринимательства, в период с 2010 по 2018 год Китай инвестировал в Африку к югу от Сахары $246,6 млрд, а конкретно в Кению — $18,3 млрд. Только за 2017 год КНР вложила в страну более $5 млрд (больше получили только Нигерия, Ангола и Эфиопия). Среди финансируемых Китаем проектов в Кении — строительство железной дороги из порта Момбаса в столицу Найроби. Этот участок был открыт еще в прошлом году, теперь железную дорогу строят дальше — в направлении столицы Уганды, Кампалы. Одновременно Китай и крупнейший кредитор Кении — на него, согласно данным на март нынешнего года, приходится 72% задолженности африканской страны.
Однако присутствие Китая приносит стране не только инвестиции, но и проблемы, в числе которых дискриминация и расизм, с которыми сталкиваются все больше местных жителей, трудящихся в китайских фирмах. Кениец Ричард Очиенг, сотрудник компании по производству и продаже мотоциклов, рассказал газете The New York Times, как однажды, проезжая мимо стаи бабуинов, его начальник-китаец Лю Цзяци предложил ему поделиться с обезьянами бананами, так как это «его братья». Позже тот же начальник несколько раз сравнивал кенийцев с обезьянами, утверждая, что они «бедные, глупые и черные». Один из таких случаев господин Очиенг записал на видео и передал кенийским властям. Те не замедлили отреагировать — в начале сентября Лю Цзяци был выслан из страны.
После этого случая молодые кенийцы стали все чаще делиться в соцсетях историями и видео с примерами дискриминации со стороны китайцев. Так, несколько кенийцев рассказали, что у них на предприятии ванные комнаты разделены по расовому признаку: одна для китайцев, а другая для кенийцев.
Местные СМИ, в свою очередь, выяснили, что при строительстве железной дороги «царила атмосфера ''неоколониализма''»: рабочие подвергались унизительным наказаниям, местных железнодорожников не допускали управлять поездами, что вызывало особенно сильное возмущение кенийцев. «В униформе вы не будете больше выглядеть обезьянами»,— так, по рассказам одного из машинистов, сказал ему начальник-китаец.
Как заявил Дэвид Кинья, управляющий промышленным парком в городе Руиру, где находится несколько китайских предприятий, в том числе и компания, в которой работает Ричард Очиенг,
«у китайцев есть капитал, и нам нужны их деньги. Но мы не хотим, чтобы к нам в нашей собственной стране относились так, как будто мы не люди».
Приезжающие по работе в африканскую страну китайцы селятся в специальных построенных для них комплексах, общаются только со своими соотечественниками и мало контактируют с местными жителями. «Из-за изоляции и отсутствия интеграции они часто незнакомы с местной ситуацией. Они не слишком понимают, как взаимодействовать с окружающим миром»,— считает Хонсян Хуан, активист по защите окружающей среды и бывший журналист, проживающий в Кении.
Расистские скандалы не раз разгорались и в самом Китае. В 2016 году широкий резонанс вызвала реклама средства для стирки, в которой эффективность средства подтверждали тем, что с его помощью чернокожий может стать человеком со светлой кожей. В этом году шоу, показанное телеканалом CCTV на китайский Новый год, критиковали за карикатурное изображение африканцев — в нем присутствовали китайские актрисы с выкрашенным в черный цвет лицом и чернокожие актеры в костюмах животных.
Официальные китайские власти отвергают обвинения в расизме по отношению к кенийцам. В начале года представитель министерства иностранных дел Китая Гэн Шуан заявил, что Запад «раздувает подобные случаи, чтобы посеять вражду в отношениях Китая с африканскими странами». Также КНР нередко указывает на то, что именно западные страны, а не Китай, продавали африканцев в рабство и устраивали в Африке свои колонии. Власти самой Кении неоднозначно реагируют на подобные случаи, колеблясь между осуждением расизма и пользой китайских инвестиций для страны. После волны публикаций об оскорбительном отношении китайцев к кенийским рабочим пресс-секретарь правительства Кении Эрик Кирайте выступил с заявлением, в котором призвал сограждан ценить работу в китайских компаниях.