Профилактика ВИЧ многим не по профилю
Пациентское сообщество проверило, кто выигрывает госконтракты в регионах
Тендеры на услуги в сфере профилактики ВИЧ в регионах зачастую выигрывают фирмы, не имеющие соответствующего опыта и занимающиеся, например, оптовой торговлей канцтоварами, подбором персонала, арендой медицинского оборудования или разработкой компьютерного обеспечения. Об этом заявили в общественном движении «Пациентский контроль» по итогам проведенного мониторинга госзакупок. В Минздраве РФ отметили, что торги контролируют власти регионов, но заказчик может в конкурсной документации установить требования к квалификации исполнителя. Аналогичную позицию высказали и в Минфине РФ.
В общественном движении «Пациентский контроль» (объединяет людей, живущих с ВИЧ) проанализировали итоги региональных аукционов на закупку услуг по профилактике ВИЧ за 2016–2018 годы. «Анализ показывает, что отсутствуют единые стандарты по проведению профилактических мероприятий, каждый регион самостоятельно решает, каким образом и когда проводить профилактику»,— заявляют авторы мониторинга, отметив, что победителями в торгах «зачастую становятся фирмы и организации, далекие от сферы противодействия ВИЧ».
Так, в Ростовской области тендер на оказание услуг по информированию населения и обучению средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции (более 4,8 млн руб.) выиграла компания, основным видом деятельности которой является оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами. В Санкт-Петербурге был объявлен конкурс на оказание услуг по организации и проведению молодежных мероприятий, посвященных проблемам СПИДа (1,3 млн руб.). Победителем стал индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которого является подбор персонала, а в числе дополнительных сфер деятельности фигурируют, например, розничная торговля в нестационарных торговых объектах и деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений. В октябре 2017 года в Тверской области госконтракт на оказание услуг по проведению мероприятий по вторичной профилактике заражения ВИЧ-инфекцией в группах риска (1,5 млн руб.) был заключен с компанией по аренде и лизингу медицинского оборудования. В августе 2017 года в Свердловской области аукцион на организацию и проведение обучающих семинаров по профилактике ВИЧ-инфекции для модераторов соцсетей (400 тыс. руб.) выиграла компания, которая работает «в области права и бухгалтерского учета».
Напомним, что тему несоответствия профиля компаний работе в области ВИЧ поднимал на круглом столе в Общественной палате РФ в середине сентября 2018 года глава отдела мониторинга «Коалиции по готовности к лечению» (проект занимается мониторингом госзакупок препаратов) Алексей Михайлов. Он также привел несколько примеров подобных контрактов и заявил, что в 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд «необходимо прописать специализированное участие НКО, которое занимается ВИЧ-инфекцией». По итогам круглого стола замглавы Минздрава Олег Салагай пояснил “Ъ”, что действующая редакция 44-ФЗ «не позволяет устанавливать дополнительные исключения в работе с НКО»: «Об этой трудности знают наши коллеги из Минэкономики. Возможные пути решения проблемы прорабатываются». Напомним, основным критерием при определении победителя в тендере является предложенная заявителем цена. «Но мы должны понимать, что в рамках действующего законодательства существует возможность устанавливать неценовой критерий — например, уровень квалификации заявителей, которые будут проводить соответствующие работы и оказывать услуги,— сказал господин Салагай.— Такие требования заказчик может отразить в конкурсной документации».
В пресс-службе Минздрава, отвечая на запрос по поводу закупок в регионах и итогов мониторинга «Пациентского контроля», напомнили, что «все закупки производятся субъектами самостоятельно в соответствии с 44-ФЗ»: «В тендерной документации обязательно указываются требования к качеству и объему работ и услуг. Если был нарушен порядок, определенный данным законом, то участникам закупки следует обратиться в Федеральную антимонопольную службу». В Минздраве уточнили, что ведомство не обладает полномочиями по контролю закупок, производимых властями регионов. В Минфине “Ъ” заявили, что «общий принцип 44-ФЗ — свободный вход в рынок»: «То, что участник чем-то не занимался ранее, не говорит о том, что он не может это сделать. По важным предметам закупки есть предквалификационные требования к участникам. Также закон содержит финансовые инструменты защиты — обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта»,— отметили в ведомстве.
“Ъ” попросил власти пяти регионов, в которых были заключены контракты, фигурирующие в мониторинге «Пациентского контроля», прокомментировать ситуацию. Ответили контрольно-счетные органы четырех регионов, которые сообщили, что пока контракты не проверяли. В частности, в контрольно-счетной палате Тверской области пообещали принять во внимание запрос “Ъ” при планировании деятельности. В минздравах регионов и других структурах, заключавших контракты, заявили, что квалификация исполнителей соответствует техзаданиям.