Мертвый журналист стал опаснее живого
Убийство известного критика властей грозит Саудовской Аравии санкциями и изоляцией
История саудовского журналиста Джамаля Хашокджи, исчезнувшего после посещения генконсульства королевства в Стамбуле, перерастает в скандал года после первого официального признания Эр-Рияда, что Джамаль Хашокджи был убит на территории саудовской дипмиссии. Последствиями скандала в саудовском королевстве уже стала серия громких отставок, в то время как страны Запада решительно осуждают Эр-Рияд, грозя ему прекращением поставок оружия. Пытающийся спустить скандал на тормозах президент США Дональд Трамп оказался в сложном положении: его подход все больше расходится с позицией даже ближайших союзников, в то время как в Конгрессе США призывают ввести санкции против Эр-Рияда. В деле Хашокджи разбирался обозреватель “Ъ” Сергей Строкань.
Нет тела, есть дело
Через три недели после таинственного исчезновения проживавшего в США известного саудовского журналиста, обозревателя газеты The Washington Post Джамаля Хашокджи, которого в последний раз видели 2 октября, во время посещения им генконсульства королевства в Стамбуле, произошел новый поворот. Изначально отрицавшие, что с господином Хашокджи могло произойти что-то неладное во время посещения им саудовской дипмиссии, власти королевства в конце прошлой недели были вынуждены признать его гибель на территории генконсульства. «Предварительное следствие выявило, что он мертв. Беседа между Хашокджи и людьми, с которыми он встретился в консульстве королевства в Стамбуле, повлекла за собой ссору с рукоприкладством, что привело к его смерти»,— заявил генпрокурор Саудовской Аравии Сауд аль-Муаджиб.
Никаких подробностей о «ссоре с рукоприкладством» и ее участниках саудовская сторона по-прежнему не сообщает. Тем не менее вслед за признанием факта гибели Джамаля Хашокджи в Саудовской Аравии уже произошла череда громких отставок.
В минувшую субботу указом саудовского короля были задержаны и отстранены от должности 18 подданных королевства, занимавшие руководящие посты. Среди них — высокопоставленные офицеры разведки: генералы Рашид бен Хамад аль-Мухаммеди, Абдалла бен Халифа аш-Шаиа, Мухаммед бен Салех, а также два главных помощника наследного принца — заместитель главы службы общей разведки Ахмед Асири и советник королевской канцелярии Сауд аль-Кахтани.
Отставками в руководстве силовых структур дело не ограничилось: король Сальман бен Абдель-Азиз аль-Сауд приказал начать реформу службы разведки, предусматривающую пересмотр структуры управления, а также «определение ее полномочий с предельной точностью».
Последняя формулировка из королевского указа может служить косвенным подтверждением того, что к делу Джамаля Хашокджи в самом деле оказались причастны саудовские спецслужбы, превысившие свои полномочия.
Между тем турецкие СМИ со ссылкой на источники в полиции Стамбула, продолжающей собственное расследование инцидента, сообщают о том, что одним из главных подозреваемых стал генконсул Саудовской Аравии Мухаммед аль-Утейби, в резиденции которого уже прошли обыски (сам глава саудовской миссии до этого успел покинуть территорию Турции).
По данным турецких СМИ, о роли саудовского генконсула стало известно после того, как аудиозапись допроса журналиста сохранилась на его Apple Watch. Перед тем как войти в генконсульство Джамаль Хашокджи оставил свой iPhone невесте, прождавшей его за воротами несколько часов, и перевел часы в режим записи. Это позволило получить запись состоявшегося в генконсульстве допроса журналиста, которая была передана с Apple Watch на iPhone. По данным турецких СМИ, на записи генконсул аль-Утейби угрожает Джамалю Хашокджи: «Если хочешь жить, молчи!»
Между тем в поисках тела убитого журналиста полиция Стамбула продолжает прочесывать окрестности города — Белградский лес (крупный лесопарк в районе Сарыер), а также город Ялова, находящийся на побережье Мраморного моря, в двух часах езды от Стамбула на пароме.
На предыдущем этапе расследования появилось предположение, что останки журналиста могли быть вывезены в одно из этих двух мест. Как удалось выяснить турецкой полиции, 2 октября, в день исчезновения господина Хашокджи, в сторону Белградского леса и города Ялова отправились две машины с саудовскими дипломатическими номерами.
А пока тело журналиста не найдено, в турецкой прессе получили хождение версии о том, что оно могло быть расчленено, растворено в кислоте или сброшено в море.
Дело без тормозов
По мере того как появляются все новые подробности причастности саудовской стороны к делу Джамаля Хашокджи, международное давление на Эр-Рияд, грозящее королевству санкциями и частичной изоляцией, стремительно нарастает.
Среди западных союзников США наиболее жесткую позицию занимает Германия. Как заявил глава МИД ФРГ Хайко Маас, до окончания расследования Берлин не видит возможности для поставок оружия саудовскому королевству.
До этого Хайко Маас и канцлер Германии Ангела Меркель выступили с совместным заявлением, выражающим неудовлетворение полученной информацией от саудовской стороны, которую в Берлине считают явно недостаточной.
«Мы согласовываем свои действия с Францией, Великобританией, ЕС и странами G7. Нам необходим сплоченный ответ мирового сообщества»,— заявил Хайко Маас.
О возможности определенных шагов по сворачиванию сотрудничества с Эр-Риядом заявили и в МИД Великобритании, впрочем, не уточнив, о каких мерах может идти речь. «Как сказал министр иностранных дел, это был ужасный акт, и ответственные должны быть привлечены к ответу»,— говорится в заявлении британского Форин-офиса. Схожую с Лондоном позицию заняли в Париже. А канцлер Австрии Себастьян Курц допустил возможность введения санкций против Эр-Рияда со стороны ЕС.
Лакмусовой бумажкой, которая определит степень ущерба имиджу Саудовской Аравии, уже нанесенного делом Хашокджи, станет крупный инвестиционный форум Future Investment Initiative, который пройдет 23–25 октября в Эр-Рияде
под председательством наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в рамках предпринимаемых властями королевства усилий по модернизации саудовской экономики и ее открытию внешнему миру.
О своем отказе от участия в конференции уже сообщили президент Всемирного банка Джим Ён Ким, топ-менеджеры Google, JP Morgan, Uber, Ford Motor Company, MasterCard, министры финансов США и Нидерландов и министр внешней торговли Великобритании.
Пикантность ситуации состоит в том, что именно наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, которому на этой неделе предстоит открывать инвестиционный форум в Эр-Рияде, многие считают инициатором и заказчиком операции по устранению Джамаля Хашокджи, давнего критика саудовских властей.
В этой ситуации в руководстве Федеральной резервной системы (ФРС) США уже просчитывают возможные последствия для мирового нефтяного рынка в случае введения санкций против Эр-Рияда ведущими государствами Запада, включая США. «Мы не знаем, что произойдет, но мы следим за ситуацией»,— заявил в конце прошлой недели глава Федерального резервного банка Атланты (штат Джорджия) Рафаэль Бостик, поставивший дело Хашокджи в список геополитических рисков ближайшего времени наряду с протекающими весьма сложно переговорами по «Брекситу».
Опечаленный Трамп
Набирающий обороты скандал вокруг Саудовской Аравии поставил в крайне непростое положение президента США Дональда Трампа, в мае прошлого года посетившего Эр-Рияд с «историческим визитом», в ходе которого были подписаны многомиллиардные оружейные контракты.
До этого пытавшийся не драматизировать ситуацию вокруг дела Хашокджи, чтобы избежать радикальных шагов, способных серьезно ударить по экономическим интересам США, глава Белого дома в конце прошлой недели выступил с новым заявлением, впервые согласившись с версией о смерти саудовского журналиста. Впрочем, он сделал это с оговорками.
«Если только не произойдет чудо из чудес, я бы признал, что он мертв. Это основано на всем, разведывательные данные поступают отовсюду. Это плохо, очень плохо, и последствия должны быть серьезными»,— заявил Дональд Трамп, впрочем, не объяснив, о каких последствиях может идти речь, и ни разу не упомянув о возможности оружейного эмбарго или других мер со стороны Вашингтона. «Они были очень хорошими союзниками и покупают огромные объемы разных вещей и инвестируют в нашу страну, я ценю это»,— напомнил глава Белого дома о «цене вопроса» в возможном конфликте с Саудовской Аравией. О том, что Дональд Трамп «опечален ситуацией», заявила официальный представитель Белого дома Сара Сандерс.
В свою очередь, посетивший Эр-Рияд на прошлой неделе со срочным визитом госсекретарь США Майк Помпео заявил: «Мы, конечно, рассмотрим широкий спектр возможных ответов, но я думаю, что важно установить все факты».
В то время как в президентской администрации занимают выжидательную позицию и ищут способ минимизировать последствия скандала, конгрессмены настроены гораздо более решительно: они уже направили главе Белого дома письмо, призвав ввести рестриктивные меры против Эр-Рияда.
В контексте напряженной внутриполитической ситуации в США в преддверии ноябрьских выборов в Конгресс Дональду Трампу будет непросто игнорировать позицию законодателей, учитывая формирующийся на Капитолийском холме консенсус демократов и республиканцев по поводу необходимости наказания Саудовской Аравии. С призывом не продавать оружие Эр-Рияду уже обратился один из влиятельных республиканских сторонников Дональда Трампа сенатор Линдси Грэм.
«Многомиллиардные сделки по поставкам американского оружия в Саудовскую Аравию, предполагающие частичный перенос его производства на саудовскую территорию, сохранение американского присутствия в Сирии, принятие новой стратегии по Ирану и выход США из ядерной сделки с Тегераном — все это превратило Трампа в антипод Обамы. Последнего Эр-Рияд обвинял едва ли не в предательстве интересов американского ближневосточного союзника»,— пояснил “Ъ” профессор факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач.
По словам эксперта, учитывая эти обстоятельства, несмотря на всю серьезность ситуации, американо-саудовские отношения, скорее всего, не дойдут до точки разрыва.
«В Эр-Рияде отдают себе отчет в том, что Соединенные Штаты — не только не Швеция или Германия (вопрос прав человека осложнял связи между этими странами и саудовской стороной), но и не Канада, имеющая самый низкий уровень военно-экономических связей с Эр-Риядом среди стран G7. Скорее всего, Конгресс США и президент Трамп в итоге удовлетворятся тем, что в Саудовской Аравии найдут козла отпущения, приказавшего расправиться с опальным журналистом»,— резюмирует эксперт.