Прожектор перекройки
Завершилась Mercedes-Benz Fashion Week
В Москве прошла Mercedes-Benz Fashion Week Russia. В этот раз она оказалась если не революционной, то уж точно поворотной, считает Ольга Михайловская.
Первое и главное нововведение: детище Национальной палаты моды Fashion Futurum, презентация начинающих дизайнеров и молодых брендов, которая раньше закрывала неделю, теперь ее открывает. Кроме того, отныне она будет проходить в разных городах (уже 8 ноября проект продолжится в Санкт-Петербурге), а потому московская ее часть получила название Futurum Moscow. Почему это важно? Потому что это возможность для любого, самого что ни на есть начинающего дизайнера, независимо от возраста и уж точно от образования и диплома, показать свою коллекцию и как шоу, и как товар. Площадка — а это отличное пространство Музея Москвы — и все необходимое предоставляются абсолютно бесплатно. И то, что неделя начинается теперь не со статусных показов в Манеже, а с неформальных, сменяющих друг друга каждые 20 минут дефиле, на которые приходят все желающие и занимают любые свободные места,— это в каком-то смысле прорыв. Здесь нет кровавых сражений за первый ряд и никто не фотографирует грудастых звезд, зато можно рассмотреть вещи поближе, в конце концов, даже купить то, что понравилось.
Как ни странно, после такого старта вся неделя воспринимается несколько по-другому. Без ненужного морализаторства и раздражения. Сквозь внушительную череду всевозможных светских и полусветских дизайнеров, активно обслуживающих тусовку, которая, в свою очередь, исправно обслуживает любимых дизайнеров, начинает просматриваться перспектива. На их фоне дипломные коллекции студентов, которые всегда показывает Mercedes-Benz Fashion Week, смотреть еще интереснее, и, даже если всерьез понравились лишь две-три из них, все равно это условный взгляд в будущее. То же самое относится и к коллекциям дизайнеров-дебютантов, которых хотелось бы видеть побольше, не только в рамках проекта Futurum.
Еще один новый ход — Pop-up Shop на минус втором этаже Манежа. Здесь продавали свои текущие коллекции и те, кто раньше участвовал в неделе, а на этот раз по каким-то причинам не смог, и те, кто вообще впервые выставил свой товар, не только одежду и аксессуары, но и украшения, от дизайнерских ювелирных до вполне наивных, ремесленных. Все это происходило на фоне открытых лекций по моде и маркетингу, приятной музыки, презентации книги «This Is Not a F*cking Street Style Book» одного из лучших стрит-стайл-фотографов Адама Катца Синдинга и прочих неформальных, но полезных затей. Как ни странно, этот минус второй этаж стал убежищем для тех, кто не хотел вращаться в свете, среди гостей основной программы. Хотя и там тоже все в этот раз было несколько по-другому: паблик-токи, небольшие концерты для зрителей (от Полины Гагариной до Антона Севидова), был даже сеанс одновременной игры от Сергея Карякина.
Президент Национальной палаты моды Александр Шумский говорит, что и впредь будет строить неделю на подобной основе: «Три разных формата дают возможность и показать большее количество дизайнеров, и поддержать начинающих. Мы намеренно начали именно с Futurum Moscow, потому что это в том числе и социальный проект, поддержанный департаментом культуры Москвы и Музеем Москвы. Для него мы пытаемся отобрать людей "одного племени", чтобы и атмосфера была соответствующей, и публика однородной. Сейчас будем делать Futurum St. Petersburg. А в Манеже должна быть российская мода во всем ее разнообразии. Такая, как есть. Ну и Pop-up Shop — еще одна история. Тоже в первую очередь для начинающих, конечно. Но здесь могут выставиться люди, у которых нет полноценной коллекции для показа. Иногда они производят и продают буквально некий монопродукт, а это очень модная сейчас история во всем мире, тогда им точно сюда. Ну и на эту площадку к ним приходили байеры, знакомились, налаживали контакты. Это важно с точки зрения развития индустрии».