«Русские идут» как непобиваемый козырь
Владимир Дзагуто о новых правилах деловой журналистики
К тому, что в наиболее интересных информационных войнах вокруг бизнеса обычно используются аргументы, далекие от вопросов прибылей и убытков, мы привыкли. Очень любопытно наблюдать, например, как давят на конкурента экологической тематикой или социальными проблемами. Можно выстраивать критерии по весу. Например, «экологический вред» — это «минус пять» к силе в Америке и сразу «минус 20» в Европе, а «китайская угроза» — это «минус 50» для проекта на Дальнем Востоке и только «минус 10» — до Урала.
А теперь все стало еще занимательнее, поскольку в игру вернули непобиваемый козырь — «русские идут». Как выясняется, он может перебить почти любую комбинацию. Даже, возможно, экологический фактор, которым еще недавно можно было отмахаться почти от любой информатаки.
Вчера пример работы «русского козыря» демонстрировала The New York Times. Под раздачу попали Европарламент и российский производитель удобрений «Фосагро». У парламента как раз дошли руки до обсуждения единого для ЕС норматива по содержанию кадмия в удобрениях. Интрига заложена не вчера, русским тут повезло еще в прежнюю геологическую эпоху, и в месторождениях на Кольском полуострове кадмия почти нет. У конкурентов в Марокко, напротив, с кадмием все хорошо, и ужесточение регулирования грозит им естественной потерей рынка или расходами на очистку удобрений.
Впрочем, слово «кадмий» появилось в заметке первый раз примерно в тринадцатом абзаце. До этого в материале NYT можно прочитать про Kremlin, Khodorkovsky, «отравление бывшего российского шпиона на британской земле», про близость акционера «Фосагро» Владимира Литвиненко к Владимиру Путину и канал Russia Today. И про газопровод «Северный поток-2», который «российские спецслужбы могут использовать для ведения слежки» — но это в финале, для закрепления пройденного.
Ошибкой «Фосагро» было, видимо, то, что несколько лет назад компания решила ускорить процесс и поддержала экологов из Safer Phosphates, лоббировавших ограничение кадмия. Ничего нового в смычке бизнеса с экологами там, где это выгодно обеим сторонам, нет: так делают все подряд, но не все из них из России. В итоге NYT делает вывод, что, «по сути, Safer Phosphates — это "Фосагро"».
Все, русские не только идут, а уже почти пришли в твой дом и чем-то обмазали ручку.
Информационная война — вещь крайне увлекательная. Там враги, тут свои, вот атака, вот защита. Но чем дальше, тем сложнее продолжать попытки делать свою работу, стараясь объяснить, где чьи интересы, в чем противостояние конкурентов и т. д. Списать все на теорию заговора всегда было проще. Теперь это стало еще и мейнстримом.