Биржа поработает на бензине
Минэнерго согласилось долить топлива рынку
Правительство завершает создание механизма, который, как ожидается, позволит в 2019 году контролировать цены на топливо. Так, Минэнерго и нефтекомпании все же согласились на увеличение обязательных продаж бензина и дизтоплива на бирже — это должно позволить независимым АЗС получать топливо по приемлемой цене. Если нефтяники не будут выполнять эти требования, они не смогут получить субсидии из бюджета, призванные компенсировать их потери от сдерживания цен.
Минэнерго готово поддержать увеличение норматива обязательных продаж топлива на бирже, заявил 22 октября замминистра Павел Сорокин. В министерстве подтвердили “Ъ”, что поддерживают предложение ФАС и готовы «подписать совместный приказ по повышению норматива биржевых продаж бензина до 15% от производства, дизельного топлива — до 7,5%». Сейчас крупнейшие нефтекомпании должны продавать через биржу 10% бензина и 5% дизтоплива. В Минэнерго добавили, что «сроки согласования зависят от сроков получения документа от ФАС, пока он не поступал». По словам заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина, служба направила проект приказа в Минэнерго на прошлой неделе.
Совместный приказ ФАС и Минэнерго, изданный в 2013 году, предполагает, что компании, занимающие доминирующее положение на данном сырьевом рынке, должны продавать определенный процент своей продукции на бирже, тогда у антимонопольного регулятора не возникнет к ним претензий по поводу уровня цены. Повышение этого норматива предметно обсуждается не менее года, но вопрос блокировался нефтяниками и Минэнерго. Для компаний, особенно для ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти», у которых большие сети собственных АЗС по отношению к объему производства нефтепродуктов, рост норматива означал, что им будет сложнее обеспечить свои заправки, а также увеличивать экспорт.
Однако теперь вопрос решен — формально это связано с поручением Дмитрия Медведева по итогам совещания 18 сентября, согласно которому нужно увеличить биржевые продажи нефтепродуктов. Рост продаж на бирже в Белом доме видят как один из элементов госполитики, которые должны обеспечить стабильность топливного рынка в 2019 году, когда вступит в силу «налоговый маневр». Другим фактором стабилизации являются субсидии для нефтекомпаний за сдерживание оптовых цен топлива (так называемый демпфирующий акциз). Биржа же, по замыслу правительства, должна обеспечить топливом независимые заправки, не входящие в структуру нефтекомпаний. Более того, компании, которые не продают топливо на бирже, демпфирующий акциз не получат.
В «Роснефти» “Ъ” заявили, что компания «как ответственный участник биржевых торгов продает большие объемы автобензинов и дизтоплива, которые существенно выше биржевых нормативов». По данным компании, за январь—сентябрь она продала на бирже 22,5% от производства бензина и 9% дизтоплива. В других крупных нефтекомпаниях на запрос “Ъ” не ответили. Важно увеличить предложение товара на бирже, говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков», иначе независимые АЗС начнут закрываться из-за нерентабельности, а это может вызвать проблемы с обеспечением топливом в регионах со значительной долей независимых заправок.
Но собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что в нынешних условиях вопрос увеличения норматива утратил острый характер. Фактически со следующего года оптовые цены на топливо на российском рынке будут регулироваться за счет демпфирующего акциза — они не смогут расти больше чем на 10% от базовой цены, которая составляет 50,4 тыс. руб. для бензина и 45 тыс. руб. для дизтоплива. Если цены все же отклонятся от этих значений, правительство сможет ввести заградительную экспортную пошлину для светлых нефтепродуктов. «У нас вводится госрегулирование оптовой цены, экспорт бензина зажат в ручном режиме,— говорит один из источников “Ъ”.— Тут уже не очень важно, продавать по регулируемой цене на бирже или вне биржи». Хотя и раньше правительство вмешивалось в ценообразование на топливном рынке, впервые это вмешательство носит не сиюминутный, а институциональный характер на уровне закона.
Впрочем, в Белом доме уже зреет понимание, что идти по этому пути до конца нельзя. Глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов призвал в понедельник «оставить спекуляции» по поводу возможного введения заградительных экспортных пошлин, поскольку этот шаг приведет «к системному кризису в нефтепереработке», так как работа даже лучших НПЗ станет убыточной. По его мнению, в условиях, когда рынок нефтепродуктов олигопольно контролируют пять компаний (крупные НПЗ есть у «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти»), «нужно договариваться» с ними о сдерживании цен.
Тариф на транспорт газа определят до 1 ноября
Правительство должно принять решение по уровню и методике индексации тарифа на транспорт газа для независимых производителей до конца месяца, заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. «По методике и, соответственно, по индексации (будет принято решение.— “Ъ”). Речь идет о достижении итоговой договоренности относительно базового тарифа, а также о том, каким образом базовый тариф будет индексироваться с учетом прогноза динамики регулируемых тарифов в рамках среднесрочного прогноза»,— сказал он. Тариф на транспорт газа для независимых производителей не индексируется с 2015 года, и «Газпром», как писал “Ъ” 10 июля, может подать в суд на ФАС, если и в этом году не получит индексации. По оценке «Газпрома», его убытки в сегменте транспортировки газа независимых производителей составят в этом году 17 млрд руб. Однако независимые производители считают уровень тарифа завышенным, метод его определения — непрозрачным, и настаивают на принятии понятной методики его расчета.