«Везем в Париж ростовские стартапы»
В конце октября директор Южного IT-парка Евгений Полуянов и делегация из Ростовской области презентует во Франции инновационные проекты из Ростова: систему оценки удовлетворенности клиентов и технологию передачи данных для IoT-устройств
За четыре года работы бизнес-акселератор Южный IT-парк помог реализовать и вывести на рынок более 60 проектов в сферах высоких технологий и IT. Директор парка, заместитель гендиректора АО «Региональная корпорация развития» Евгений Полуянов рассказал о том, как именно инновационные идеи превращаются в востребованный клиентами продукт, и уточнил, какие из стартапов уже готовы выйти на международный рынок.
— Какие задачи стоят перед донской делегацией во время визита во Францию в конце октября? Есть ли в ее составе бизнес-проекты, представляющие акселератор?
— В конце октября официальная делегация из Ростовской области во главе с губернатором Василием Голубевым посетит международную продуктовую выставку SIAL в столице Франции. Также в рамках визита запланирована бизнес-миссия с презентацией инвестиционного, научного, культурного и экологического потенциала Ростовской области в посольстве России в Париже. В состав делегации вошли крупные бизнесмены и представители нескольких министерств. В числе других проектов мы везем туда несколько стартапов, прошедших нашу акселерационную программу и уже начавших предлагать свой продукт клиентам. Их представители заинтересованы в выходе на рынки других стран, в частности Франции.
Один из таких проектов — Happy Box. Он дает возможность распознавать эмоции клиентов в онлайн-режиме. На кассе — в учреждении, торговой точке и т. п. — ставится камера, которая фиксирует отношение, настрой клиента. Система ведет учет удовлетворенности и заносит информацию в базу данных каждого сотрудника организации. У самого сотрудника тоже может быть небольшой мониторчик, на котором отображается статистика и другие данные. Сейчас эта система проходит тестовую эксплуатацию в сети «Додо Пицца» и в Сбербанке.
В основе другого проекта — новая технология передачи данных для устройств интернета вещей — IoT. Многие из них работают от батареек, и обычные форматы передачи данных для них либо слишком энергоемкие, либо недостаточно мощные: не способные передать достаточно информации либо передающие ее недостаточно далеко.
Технология, которую используют наши разработчики, позволяет передавать информацию на большие расстояния с большей периодичностью и скоростью, чем аналоги, сохраняя при этом заряд батареи. На основе этой технологии создаются, например, приспособления для учета потребления ресурсов, используемые в ЖКХ.
Помимо презентации ростовских проектов, мы готовим предложения по выходу на рынок Ростовской области и России в целом для французских бизнесменов. Южный IT-парк готов выступить в качестве партнера, понимающего местную специфику и консультирующего иностранные стартапы.
— Какие французские компании вы рассматриваете в качестве потенциальных партнеров?
— В поездке мы планируем подписать соглашение о сотрудничестве с компанией Constellations SA, которая реализует проект Rent2Search по лизингу и аренде дорогостоящего научно-исследовательского оборудования. Зачастую вузы и НИИ закупают его или берут в аренду, но в итоге оборудование не загружается на 100% либо вовсе простаивает. И в такой ситуации его целесообразно продать или передать в субаренду. Благодаря этому простой техники сократится, а вуз снизит затраты на приобретение. Французскую компанию интересует именно ростовский рынок, поскольку здесь очень сильная научная и образовательная база: есть лаборатории, потребность в дорогостоящем оборудовании.
— Какие проекты вы отбираете для участия в акселерационной программе Южного IT-парка? Как часто проводите наборы?
— Наборы и акселерационную программу продолжительностью четыре месяца мы проводим с 2015 года дважды в год. Основная задача — помочь создать бизнес в сферах высоких технологий и IT, а также в смежных областях.
Команды, состоящие как минимум из двух человек, приходят в акселератор с идеями проектов, а выходят, имея готовый продукт и первые продажи.
В первом наборе у нас было 35 заявок, из которых мы отобрали девять. В нынешний, седьмой по счету, набор, который сейчас проходит акселерацию, было подано 177 заявок. Участвовать смогли 28 команд. Главное, на что мы смотрим,— потенциал.
— В чем суть методики, которая применяется в IT-парке?
— Методика Customer Development разработана в Силиконовой долине. К российским реалиям ее адаптировал Фонд развития интернет-инициатив, который, как и мы, реализует акселерационную программу, а также инвестирует в стартапы на федеральном уровне.
Суть методики — в тестировании идеи продукта на потенциальных клиентах. Эксперты российского фонда создали на основании Customer Development так называемый traction card — перечень шагов, которые должен пройти стартап,— от идеи до продаж и их масштабирования.
Методика подразумевает формулирование гипотез. Например, делается допущение, что мамам с детьми в колясках трудно передвигаться — коляскам нужен моторчик. Гипотез должно быть много. Каждую нужно проверять по определенным методикам.
Главное в процессе акселерации — встречи с наставником, так называемым трекером. Один-два раза в неделю команда проекта встречается с ним: они подводят итоги прошедшего периода и ставят задачи на следующий этап.
Задачи ментора — подсказывать, подталкивать, направлять и уберегать подопечных от ошибок, которые, с его точки зрения, могут быть допущены. Сам наставник уже имеет опыт прохождения traction card. Как правило, он является экспертом в определенной сфере либо имеет собственный бизнес.
— Как выглядит среднестатистический участник проекта в акселераторе?
— Средний возраст — 20–35 лет. Основная часть — выпускники вузов и сотрудники компаний, которые видят на рынке незанятую нишу. Девушки — в меньшинстве: их около 20%. Но женские проекты очень яркие и довольно успешные. Например, мы помогли создать и вывести на рынок продукт, объединяющий приложение и книгу по сдаче ЕГЭ. Автор идеи — Евгения Заярная. Продукт вошел в топ-3 приложений для Android в России в сфере образования в Google Play. Книгу выкупило издательство «Феникс».
— Какие из проектов акселератора вы можете назвать наиболее успешными и перспективными?
— Интересный проект связан с управлением предметами силой мысли. Первоначально ребята сделали инвалидную коляску с ПО, которое снимало показатели деятельности головного мозга и заставляло кресло двигаться. Через пару дней тренировок — без движений глаз, звуковых команд и пр. — человек мог задавать креслу любое направление движения.
Кроме того, компания занималась управлением гаджетами — по той же технологии. Третьим направлением было стимулирование деятельности головного мозга. Техническая часть команды — научные сотрудники и инженеры — выходцы из НИИ нейрокибернетики ЮФУ. И у ребят есть ряд исследований, подтверждающих эффективность такой стимуляции.
Сейчас они занялись производством устройства, которое позволяет повысить уровень мозговой деятельности, скорость реакции и даже улучшить настроение. В ходе испытаний команда добивалась того, что стенки сосудов головного мозга становились эластичнее, снимались спазмы, проходила головная боль. Пытались даже реабилитировать людей после инсульта. Сферы применения разработки — медицина, спорт и быт.
Со временем стало ясно, что массовый потребитель находится там, где речь идет именно о стимулировании мозговой активности. А изначально была гипотеза, что разработка актуальна для глубоко инвалидизированных людей.
— Какая часть проектов получает финансирование на выходе?
— За четыре года акселерацию у нас прошли 182 проекта. Выпустились и работают более 60. Это те команды, которые подтвердили свои гипотезы, вывели продукт на рынок и начали его продавать.
Конечно, на этапе выпуска не все проекты получают финансирование. Его обеспечивают сторонние эксперты — клуб бизнес-ангелов и др.
Общая сумма инвестиций в проекты выпускников акселератора — примерно 40 млн руб. Но это не итоговая сумма. Несколько проектов запустили ICO и привлекают средства в криптовалютах. Например, команда, создавшая искусственный интеллект, привлекла более $2 млн в криптовалютах.
Еще в 2015 году они создали систему, которая анализировала информацию в интернете. Например, проводила качественный анализ комментариев под новостями. Сейчас этот разработчик делает целую платформу для проектов в сфере искусственного интеллекта. Рынки сбыта этого продукта — СМИ, организации, изучающие общественное мнение и многие другие.
— Какие венчурные инвесторы и бизнес-ангелы чаще всего решаются на сотрудничество с вашими выпускниками?
— Конкретные компании я называть не буду. Отмечу только, что представители венчурных фондов выбирают определенную нишу и рассматривают в ней почти все проекты. А бизнес-ангелы инвестируют на более ранних стадиях и ищут проекты в тех сферах, которые им самим знакомы, например, чтобы расширить сбыт собственной компании.
Другой способ привлечь средства — продолжить развитие в другом акселераторе. Например, Фонд развития интернет-инициатив в Москве работает со стартапами со всей России. Наши выпускники могут туда попасть, пройдя отбор, и получать инвестиции за долю в проекте. Как правило, это 5–7% в уставном капитале. За это фонд инвестирует не менее 2 млн руб.
— Какие задачи решает конференция «Южный Demo Day»?
— Мы регулярно приглашаем выпускников на инвестиционные сессии. Раньше они проходили раз в полгода — после выпуска. В этом году мы перешли к другой схеме: провели «Южный Demo Day», куда пригласили всех наших выпускников и другие стартапы из ЮФО — всего более 100.
На мероприятии мы собрали большой пул инвесторов. В следующем году, весной, планируем сопоставимое по масштабу мероприятие: в регионе много перспективных идей, из которых нужно делать бизнес.
Биографическая справка
Евгений Владимирович Полуянов родился 04.10.1982 в городе Батайске Ростовской области. В 2004 году окончил РГЭУ по специальности «информационные системы в экономике». В 2007 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук. До 2010 года работал программистом и старшим преподавателем кафедры экономической информатики и автоматизации управления РГЭУ (РИНХ). С 2011 по 2014 год занимал различные должности в правительстве Ростовской области. С 2014 по 2016 год — управделами АО «Региональная корпорация развития». С января 2016 года — директор Южного IT-парка; с июля 2017 года — замгендиректора АО «Региональная корпорация развития». Женат, воспитывает троих детей.