Затишье перед бурей
Нефтедобыча
Ситуация на мировом рынке нефти остается крайне нестабильной. Несмотря на то что действие соглашения ОПЕК+ по ограничению производства дает плоды, крупнейшие добывающие регионы вынуждены преодолевать трудности, связанные с санкциями, недостаточным финансированием и политическими кризисами. Одновременно другие страны, в первую очередь США, готовы наращивать добычу. Это уже в ближайшее время может нарушить баланс спроса и предложения на мировом нефтяном рынке.
В начале октября добыча нефти в США побила новый рекорд, достигнув в первую неделю месяца 11,2 млн баррелей н. э. в сутки. Тем не менее Россия пока лидирует на мировом рынке по объемам добываемого сырья: в сентябре производство жидких углеводородов, по данным Bloomberg, в нашей стране вышло на уровень 11,36 млн баррелей н. э. в сутки, побив постсоветский максимум нефтедобычи. Нарастили производство и страны ОПЕК: в прошлом месяце добыча увеличилась до 32,8 млн баррелей н. э. в сутки.
Но нефтяной картель готовится к падению добычи до 31,8 млн баррелей н. э. в сутки уже в 2019 году из-за повторного введения санкций в отношении Ирана со стороны США (ожидается в ноябре 2018 года) и возможного дальнейшего снижения производства нефти в Венесуэле под давлением действующих в отношении страны санкций и продолжающегося экономического кризиса. В сентябре текущего года венесуэльская нефтедобыча потеряла еще 30 тыс. баррелей н. э. в сутки, упав до 1,23 млн баррелей н. э. в сутки. Иран снизил добычу за месяц на 120 тыс. баррелей н. э. в сутки, до 3,4 млн баррелей н. э. в сутки, поскольку покупатели начали сокращать закупки иранской нефти в преддверии ноябрьских ограничений.
Несмотря на заявления нового ближневосточного лидера наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана, предсказавшего в долгосрочной перспективе прекращение многими государствами, в том числе Россией, нефтедобычи и отсутствие альтернативы Саудовской Аравии как надежному поставщику нефти на мировой рынок, в стране есть и другие оценки возможностей наращивания добычи углеводородного сырья национальной нефтяной компанией Saudi Aramco. Согласно этим оценкам, нефти в Саудовской Аравии добывается около 10,7 млн баррелей н. э. в сутки. Никогда раньше страна не добывала больше 10,72 млн баррелей н. э. в сутки — этот рекорд поставлен в ноябре 2016 года, когда была заключена сделка ОПЕК+ (в декабре 2016 года ОПЕК и ряд стран вне клуба, включая Россию, договорились ограничить производство сырья для выравнивания баланса глобального спроса и предложения, а в июне 2018-го повысили добычу до уровня соблюдения сделки в 100%). Однако в конце октября министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих не исключил того, что добыча нефти в королевстве может вырасти до 11–12 млн баррелей в сутки.
По официальным оценкам, Саудовская Аравия располагает свободными добывающими мощностями на 1,3 млн баррелей н. э. в сутки. Реализовать этот потенциал предполагается в ноябре текущего года в случае повторного введения санкций США против Ирана, если на эти объемы будет спрос на рынке. В нынешнем году Центр нефтегазовых исследований имени короля Абдаллы (King Abdullah Petroleum Studies and Research Center — KAPSARC) в Эр-Рияде оценивал возможность увеличения добычи ОПЕК в 2,64 млн баррелей н. э. в сутки, из которых 1,94 млн баррелей н. э. в сутки приходится на Саудовскую Аравию. Но власти страны заявляли об отсутствии единой точки зрения в отношении того, стоит ли наращивать эти мощности или поддерживать существующий уровень нефтедобычи на фоне постепенного исчерпания производства на зрелых месторождениях. Введение в эксплуатацию новых нефтяных месторождений может потребовать до $20 млрд для добычи каждого дополнительного 1 млн баррелей н. э. в сутки.
По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), свободные мощности ОПЕК составляют 3,24 млн баррелей н. э. в сутки, из которых примерно 70% приходится на Саудовскую Аравию, но эксперты KAPSARC объясняют, что ценовая волатильность и слишком низкие цены на нефть в 2014–2016 годах привели к сокращению инвестиций и уровня свободных мощностей ОПЕК и ее лидера — Саудовской Аравии. Госбюджет страны в последние годы испытывал недостаток средств, поскольку был ориентирован на высокие цены на нефть. Недавнее убийство журналиста Джамаля Хашокджи и реакция на него в мире могут привести к изоляции королевства и сокращению притока иностранных инвестиций в нефтедобычу. Кроме того, Саудовской Аравии потребуется больше нефти на новые проекты в области нефтепереработки и нефтехимии — развитие последней является одним из стратегических приоритетов страны. «Я не влияю на нефтяные цены»,— заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих на сентябрьской встрече министерского комитета ОПЕК+ в Алжире, в ходе которой ОПЕК и Россия отказались увеличивать добычу нефти, к чему их неоднократно призывал американский президент Дональд Трамп.
Идеальный баланс
Несмотря на заявления Дональда Трампа, настаивающего на увеличении поставок нефти из стран ОПЕК, как утверждают представители нефтедобывающих компаний и подтверждает МЭА в своем последнем прогнозе, мировой нефтяной рынок в сентябре — начале октября текущего года находился в идеально сбалансированном состоянии. Спрос и поставки на мировой рынок достигли примерно одинакового уровня — 100 млн баррелей н. э. в сутки, выйдя на такие объемы впервые в истории. Ухудшение ситуации в дальнейшем как с поставками, так и со спросом будет связано с политическими факторами: санкционными ограничениями в отношении ведущих нефтепроизводителей, а также с опасениями замедления роста спроса на нефть из-за возможной рецессии мировой экономики, спровоцированной торговыми войнами, развязанными США.
Кроме того, нельзя недооценивать результаты «сланцевой революции». Соединенные Штаты, которые наращивают добычу сланцевой нефти и являются одним из главных поставщиков нефти на мировой рынок, способны изменить ситуацию на нем. Основным фактором, сдерживающим массированный выход американской нефти за рубежи страны, является недостаточная развитость транспортной инфраструктуры. Но в стране уже идет работа над развитием трубопроводных проектов и строительством экспортных терминалов. По мере их готовности добыча американской нефти будет расти, и уже в 2019 году по уровню ее производства Соединенные Штаты смогут значительно превзойти Россию. Согласно оценкам IHS Markit, до конца следующего года добыча нефти в Штатах выйдет на уровень 12,5 млн баррелей н. э. в сутки, а если американцы ликвидируют узкие места своей транспортной инфраструктуры хотя бы к середине 2019 года, американская нефтедобыча будет способна достичь 13 млн баррелей н. э. в сутки.
Нефтяной путь России
У российских нефтяников свои проблемы. Если в краткосрочной перспективе МЭА прогнозирует дальнейший рост добычи в РФ до 11,52 млн баррелей н. э. в сутки уже в 2018 году, то прогнозы относительно возможностей ВИНК в долгосрочной перспективе менее оптимистичны. Основная проблема связана с постепенным проеданием советского наследия — открытых во времена СССР гигантских нефтяных месторождений. Новые активы, обнаруженные в стране за последние десятилетия, в подавляющем большинстве нерентабельны для разработки в нынешних налоговых условиях или из-за санкционных ограничений, введенных в отношении России и ее компаний. Согласно прогнозу Минэнерго РФ, обнародованному на сентябрьском совещании правительства, посвященном развитию нефтяной отрасли и стимулированию добычи нефти, к 2021 году Россия может выйти на пик добычи нефти в 570 млн тонн (547 млн тонн по итогам 2017 года), но затем последует падение до 310 млн тонн к 2035 году. Таким образом, впервые на столь высоком уровне был представлен прогноз снижения российской нефтедобычи.
Есть и еще более пессимистичная оценка — 146 млн тонн нефти к 2035 году, о чем рассказал на совещании глава российского правительства Дмитрий Медведев. Падение до таких уровней производства нефти при запланированном росте потребления, развитии нефтепереработки и нефтехимии превратит страну из экспортера в импортера. Для улучшения ситуации правительство предлагает провести инвентаризацию запасов и льгот, полученных нефтяниками для разрабатываемых и планируемых проектов. Тогда как компании надеются на широкое введение новых налоговых механизмов.
Что касается российских ВИНК, компании пока оптимистичны в оценке своей работы за первое полугодие. «Роснефть» сообщает о восстановлении производства на зрелых месторождениях Западной и Восточной Сибири, а также росте добыче на новых активах. «РН-Юганскнефтегаз» в августе поставил новый рекорд: его суточная добыча достигла 94 тыс. тонн, а по итогам первого полугодия производство углеводородного сырья выросло на 8% по отношению к аналогичному периоду 2017 года и сохраняется на пиковом уровне, стабильно превышая 1,4 млн баррелей в сутки. В начале июля «Роснефть» увеличила добычу до уровня, на котором она находилась к началу действия ограничений (октябрь 2016 года), превысив показатель 4,65 млн баррелей н. э. в сутки. Компания наращивает активность на новых проектах: осваивает Кондинское месторождение, планирует до конца года запустить в промышленную эксплуатацию Юрубчено-Тохомское, Тагульское и Русское месторождения. Одной из точек роста по итогам года должен стать запуск второй очереди разработки Среднеботуобинского месторождения.
Красноярский край является одним из ключевых регионов роста российской нефтедобычи: в 2018 году здесь ожидается увеличение добычи нефти и газового конденсата до 25 млн тонн — на 5% по сравнению с уровнем прошлого года. Рост обеспечит в основном разработка Ванкорского и Сузунского месторождений. Планируемый запуск Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского, Тагульского и Лодочного месторождений позволит в 2019–2020 годах добывать до 29–30 млн тонн жидкого углеводородного сырья в год, а к 2030 году — до 30–40 млн тонн.
Объем добычи углеводородов «Газпром нефти» вырос в первом полугодии текущего года на 2% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года и составил 44,9 млн тонн н. э. Как сообщает компания, прирост обеспечен увеличением добычи на новых месторождениях — Новопортовском и Восточно-Мессояхском. Недавно глава компании Александр Дюков заявил о планах добывать 100 млн тонн углеводородного сырья к 2020 году и до 150–200 млн тонн в 2025–2030 годах в зависимости от рыночной ситуации. По итогам прошлого года добыча компании составила 89,75 млн тонн углеводородного сырья, производство жидких углеводородов в России достигло 62,43 млн тонн. ЛУКОЙЛ планирует в 2018 году увеличить добычу нефти в Российской Федерации до 86 млн тонн нефти (в прошлом году добыто 81,9 млн тонн). Руководство компании надеется на переход на налог на дополнительный доход для проектов в Западной Сибири в ближайшей перспективе. Закон предполагает введение новой системы налогообложения дохода, в отличие от действующей системы НДПИ и экспортной пошлины, предполагающей налогообложение выручки компаний. Перспективы получения дополнительных льгот или смягчения налогового режима на фоне предполагаемого пика добычи нефти в стране, а также сохранения высоких цен в ближайшие три года оценить трудно. Но все прогнозы на 2021–2022 годы негативные: возможны рецессия мировой экономики, падение цен на нефть из-за дальнейшего роста американской нефтедобычи, а также начало снижения ее производства в России.