«Разница между виртуальной и реальной действительностью уже минимальна»

Mail.ru Group ответила директорам школ на вопросы о детях в интернете

Компания Mail.ru Group организовала встречу директоров школ с представителями высокотехнологичных компаний. Встреча завершила акцию профессиональной ориентации старшеклассников «День ИТ-знаний», которая прошла в 208 школах России и еще 9 странах, где сотрудники российских ИТ-компаний Mail.ru Group, «МегаФон», Skyeng и Group-IB провели открытые уроки. Акцию «День ИТ-знаний» второй год подряд поддерживает Министерство просвещения России (ранее — Минобрнауки). Вместе с директорами московских школ—участниц акции встречу посетили представители департамента образования Москвы. Руководители учебных заведений обсудили с представителями АНО «Цифровая экономика», Сбербанка и «МегаФона» изучение языков программирования, а на общие вопросы представителей сообщества директоров школ об информационных технологиях в образовании ответил директор по работе с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов. “Ъ” собрал главные из них.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Нужно ли школьникам изучать программирование?

Сегодня мы понимаем, что врач или полицейский со знанием английского получает больше, чем сотрудник без знания иностранных языков. Примерно так же через некоторое время произойдет и со знанием языков программирования. Базовые навыки понадобятся не только программистам. Уже сегодня врач или ученый, знающий основы программирования, необходимые для исследования или аналитики, получает больше. Это базовый навык, который в скором времени будет нужен всем. Человек любого возраста и дохода сегодня может научиться программировать в онлайне: через социальные сети, видеоролики или специализированные образовательные платформы по типу GeekBrains. Есть немало офлайн-школ, где дети дошкольного возраста уже учатся программировать. Например, коллеги из Сбербанка сделали «Школу 21» (образовательная инициатива Сбербанка, основанная на методике «Школы 42» — инновационной французской школы программирования.— “Ъ”), в которой нет преподавателей, лекций и оценок.


На какие профессии стоит ориентировать детей?

Появляются действительно новые профессии. Распространение мобильных устройств и гаджетов привело к тому, что сейчас нужны разработчики мобильных приложений в огромном количестве, чего не было еще 15 лет назад. Точно сказать, какие профессии станут востребованы через пять-десять лет, сложно. Многие уже сейчас видоизменяются — например, диспетчеры в такси, которые раньше были необходимы, сейчас либо не востребованы, либо выполняют совсем другие функции. При этом компаниям всегда необходимы программисты, причем не только ИТ-сферам. Многие банки по своей сути уже не финансовые, а ИТ-корпорации. Потребность в программистах есть и у коллег из консалтингового бизнеса, медицины и других сфер, которых раньше это не интересовало.


Как может ИТ-сфера облегчить жизнь учителя, если обычно необходимость монотонного заполнения таблиц только усложняет ее?

Уже сейчас любой учитель может запрограммировать чат-бота для проверки домашних работ, даже не зная языков программирования. Достаточно только поискать информацию в интернете.


Какие базовые навыки станут неактуальными?

В 1960-х годах было официальное решение Министерства просвещения отказаться от перьевых ручек. Я думаю, что в ближайшие несколько лет произойдет то же самое: гаджеты заменят необходимость писать от руки, в том числе в школах — в этом нет ничего страшного. Вероятно, необходимость запоминать такое большое количество отдельных фактов, как сейчас, также исчезнет: эффективнее и быстрее будет просто найти их в интернете. Главное — знать, где искать, и уметь анализировать информацию.


Каким будет ИТ-обучение через несколько лет?

Программирование и, соответственно, обучение уже сейчас постепенно становятся иными: детей с 4 лет учат простейшим языкам программирования и разработке игр, что в будущем позволит большему количеству людей войти в эту сферу. Так же произойдет и с другими умениями. Точно будет разделение на тех, кто имеет базовые навыки, и тех, кто занимается машинным обучением, нейронными сетями, искусственным интеллектом — таких специалистов действительно будет меньше, чем остальных, обучение для них будет сложнее.


Заинтересованы ли ИТ-компании в том, чтобы школьники изучали программирование?

Конечно, непосредственно при работе нам интересно взаимодействовать со студентами, которые уже имеют базовые навыки программирования. Но мы понимаем, что все идет снизу, и ИТ-компании заинтересованы в том, чтобы школьники изучали данную сферу как в рамках общего образования, так и дополнительно, к примеру самостоятельно проходя онлайн-курсы. Нам важно, чтобы подростки сдавали ЕГЭ по информатике, имели определенную подготовку, изучали математику и логику. К примеру, во время стажировки ИТ-компания может за полгода научить молодого человека всему необходимому для работы, но у нее точно не будет времени объяснять основы информатики. Пока что математика в школах довольно слабая, хотя внутренний запрос в компаниях, например, на дата-исследователей любого возраста, уже есть.

Хотелось бы также, чтобы со школы молодые люди могли ориентироваться в интернет-этикете и безопасности, могли анализировать найденную информацию и отличать правдивые источники информации от неправдивых.


Каких базовых дисциплин сейчас не хватает в учебных заведениях?

По стажерам и участникам образовательных проектов мы видим, что в школе и университете ученики получают очень мало коммуникационных навыков, очень мало навыков проектной, командной работы, хотя это очень важно для ИТ-сферы. Кроме того, они получают очень мало практики, что для ИТ-компаний гораздо важнее, чем аттестат или диплом.


Как научить школьников безопасному поведению в интернете?

Мы советуем внимательно относиться к выбору паролей и хранению личной информации, развивать критическое мышление, чтобы вычислять неправдивые новости, фишинговые сайты и мошенников. Но, конечно, главный принцип, который надо донести до подростков,— не нужно делать в интернете ничего, что ты не стал бы делать в физическом мире. Это относится и к буллингу других детей, и к онлайн-покупкам, и к формату общения в социальных сетях. Разница между виртуальной и реальной действительностью сегодня уже минимальна.

Вся лента