«Кировцы» идут на обмен
Особую схему trade-in для тракторов предлагают реализовать в Ульяновской области
В Ульяновской области намерены реализовать пилотный проект использования системы trade-in для тракторов «Кировец». Старые сдаваемые тракторы предполагается ремонтировать и затем продавать на вторичном рынке по сниженной цене. Производитель «Кировцев» готов обеспечить ульяновского дилера всеми необходимыми комплектующими и дать скидку на новые тракторы, однако сам дилер не уверен в рентабельности проекта и считает, что спрос на отремонтированную технику можно будет сохранить только при достаточно низкой цене, «что очень сложно». Эксперты считают схему перспективной, но указывают на риски, связанные со спросом на подержанные машины, отмечая, что нередко в такой ситуации сохранить рентабельность дилерам помогает только господдержка.
В понедельник на аппаратном совещании губернатор Ульяновской области поручил министру сельского хозяйства Михаилу Семенкину с января 2019 г. запустить в регионе пилотный проект системы trade-in для тракторов «Кировец». Фактически губернатор дал ход проекту, который уже обсуждался на уровне регионального минсельхоза и заксобрания. На прошлой неделе директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ, входит в ГК ПАО «Кировский завод», единственный российский производитель колесных энергонасыщенных сельхозтракторов) Сергей Серебряков на встрече с председателем комитета по бюджету и экономической политике регионального заксобрания Александром Чепухиным, замминистра сельского хозяйства Натальей Снежинской и сельхозпроизводителями региона подтвердил интерес предприятия к предложенному ульяновцами пилотному проекту использования схемы trade-in при реализации новых тракторов «Кировец».
Как пояснил „Ъ-Волга“ господин Чепухин, это его личная идея «как координатора либеральной платформы реготделения “Единой России”» (новый формат работы партии власти). Смысл проекта — в применении системы trade-in при реализации тракторов ульяновским сельхозпроизводителям: ульяновский дилер ПТЗ принимает от сельхозпроизводителей, желающих купить новый трактор, старые тракторы «Кировец», оценивает их и снижает стоимость покупаемого нового трактора на сумму оценки. Принятые старые машины дилер ремонтирует, используя запчасти и комплектующие, поставляемые ПТЗ, а затем их продает на вторичном рынке по сниженной цене.
По словам господина Чепухина, Сергей Серебряков «двумя руками поддерживает пилотный проект и пообещал заполнить склад ульяновского дилера всеми необходимыми запчастями для ремонта тракторов» (по данным дилера, ПТЗ также готов дать дополнительную скидку на новую технику. — „Ъ-Волга“).
Господин Чепухин (в прошлом — региональный министр сельского хозяйства) отмечает, что подобной схемы trade-in для тракторов «еще не было ни в одном регионе», и считает, что проект будет востребован: «Как правило, у высокоинтенсивных хозяйств нет возможностей заниматься ремонтом, им выгоднее сдать два старых „Кировца“ по trade-in за полтора млн руб. и купить новый трактор. А небольшие и начинающие хозяйства с удовольствием могут купить отремонтированный трактор по более низкой цене». Однако при этом он считает, что в проекте необходимы меры поддержки: ПТЗ должен снабжать всеми необходимыми запчастями за свой счет и содержать склад на территории региона, «а бюджет, как предполагается, должен дать некий толчок в виде субсидии в размере 500 тыс. руб. тому, кто приобретает новый трактор». Как заметил господин Чепухин, сейчас предложения «либеральной платформы» оформляются и в ближайшее время будут направлены в правительство региона. Он уверен, что пилотный проект будет поддержан и начнет работать с 1 января 2019 года. Всего, по его мнению, в год будет продаваться и ремонтироваться порядка 50 «Кировцев».
Заметим, сегодня рекомендованная цена нового трактора «Кировец» К‑742 «Стандарт» — около 8,3 млн руб. В регионе у ПТЗ есть только один дилер — компания «Тимер» (ООО, владелец — Ирина Кантемирова). Известно, что год назад ПТЗ через своих дилеров уже продавал новые «Кировцы» по схеме trade-in, давая за старый трактор до 600 тыс. руб., схема использовалась дилерами многих регионов России. Правда, близкие к теме наблюдатели пояснили “Ъ”, что «по сути, была просто дополнительная скидка производителя, потому что никто ремонтом старых тракторов не занимался, сельхозпроизводители просто приносили справки о списании старой техники».
Заместитель гендиректора ООО «Тимер» Руслан Кантемиров (в прошлом — замминистра сельского хозяйства) пояснил, что ввести подобный пилотный проект уже давно предлагали сами сельхозпредприятия, но сам он пока не уверен, будет ли рентабельным такой проект. «Сдавать будут всякий хлам, а ремонт может вылиться почти в стоимость нового трактора. Кроме того, даже отремонтированный и с гарантией трактор старых марок может не пользоваться спросом, потому что многие считают, что лучше доплатить, но получить более мощные, комфортабельные, с хорошей гидравликой. Конечно, если он будет стоить полтора миллиона, то и спрос будет, но как удержать такую цену, не знаю», — пояснил господин Кантемиров, добавив, что схема может заработать при господдержке, «но все надо еще просчитывать».
Министр сельского хозяйства региона Михаил Семенкин пояснил „Ъ-Волга“, что идея такого trade-in разрабатывалась совместно с его министерством, и ведомство пилотный проект обязательно поддержит, хотя он пока не может сказать, в каких размерах возможна господдержка проекта. «Теоретически идея выглядит хорошо, но по факту может не заработать, поэтому необходимо еще проработать инструменты, которые бы не ввели дилера в убыток», — заметил министр.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев считает проект выгодным для производителя и покупателей и отмечает, что «отдельные дилеры начали обкатывать “трейд-ин” сельхозтехники еще в 2013 году», дилер «Ростсельмаша» «Югпром» на выставке «Агроуниверсал‑2018» анонсировал запуск программы «трейд-ин» в Ставропольском крае, да и сам ПТЗ вел год назад переговоры с Иркутской областью о допсубсидиях при запуске программы trade-in. «Дилеры не станут заниматься программой в ущерб себе, она должна вписаться в ценовые рамки, чтобы покупали подержанные тракторы, они должны быть как минимум на треть дешевле нового трактора той же марки, иначе больше смысла покупать новый. В то же время в разницу между ценой зачета и ценой продажи подержанной техники должны вместиться и стоимость ремонта, и выгода дилера, и риск затоваривания из-за отсутствия спроса», — оценил риски аналитик, заметив, что удержаться в этой «вилке» позволяет государственное субсидирование.