Родственникам жертв крушения военного Ту-154 припомнили Сергея Скрипаля
С иском о компенсации ущерба они вернулись из Лондона в Москву
Как стало известно “Ъ”, представители пассажиров военного Ту-154, разбившихся в декабре 2016 года при полете в Сирию, не смогли добиться компенсации за гибель родственников в Великобритании. В Высоком суде Лондона истцам дали понять, что после отравления Сергея Скрипаля рассчитывать на поддержку английского правосудия им не стоит. Тем временем адвокат потерпевших Игорь Трунов уже подготовил аналогичное обращение в российский суд, в котором увеличил заявленные ранее требования примерно втрое — с $350 тыс. до $1 млн (в рублевом эквиваленте) за каждого погибшего.
Расчет за катастрофу после Лондона предъявлен в Москве
Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ
Как пояснил “Ъ” адвокат Трунов, размер искового требования складывается из двух составляющих. Страховщик рейса, российская компания СОГАЗ, и ее партнер, перестраховавшая риски британская фирма MS Amlin, по мнению защитника, должны выплатить каждому потерпевшему по 250 тыс. специальных прав заимствования (СПЗ — принятая в международных расчетах условная единица, равная сегодня примерно 91 руб.). Это требование вытекает из постановления №785 Европарламента и Совета Евросоюза от 21 апреля 2004 года, регламентирующего деятельность авиаперевозчиков, допущенных к полетам в страны Евросоюза. Таким образом, каждый пассажир, по мнению защитника, может рассчитывать по крайней мере на $350 тыс. Оставшиеся же $650 тыс., как полагает господин Трунов, представителям погибших должно доплатить ФГБУ «Государственная авиакомпания "223-й летный отряд" Минобороны». Перевозчик, по мнению адвоката, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, должен нести солидарную материальную ответственность перед пассажирами как «владелец средства повышенной опасности». Причем независимо от степени его вины в трагедии.
Господин Трунов отметил, что названная им цифра подтверждена и экспертным заключением, которое защитник заказал в Финансовом университете при правительстве РФ. В числе его клиентов, напомним, представители 79 из 92 погибших в авиакатастрофе военнослужащих, музыкантов военного ансамбля имени Александрова и журналистов. Все они рано утром 25 декабря 2016 года летели в Сирию, чтобы поздравить с наступающими праздниками российских военных, несущих службу на базе Хмеймим. Таким образом, общая сумма иска, который адвокат уже на следующей неделе планирует передать для рассмотрения по существу в Мещанский райсуд Москвы, составит около $79 млн.
Отметим, что это уже вторая попытка юриста добиться повышения размера компенсации для своих клиентов, которым пока было выплачено только по 2 млн руб. Минувшим летом господин Трунов от имени потерпевших обратился в Высокий суд Лондона — по месту юридической регистрации компании MS Amlin, перестраховавшей пассажиров Ту-154 по договору с российской компанией СОГАЗ. В Великобритании родственники погибших рассчитывали получить от обоих страховщиков только по 250 СПЗ, предусмотренных постановлением Европарламента, и, казалось бы, имели все шансы на успех. Во всяком случае, иск был принят в работу британским адвокатом-барристером, который начал продвигать его по местной довольно запутанной и сложной судебной системе.
Однако, выяснив позицию суда, барристер, как пояснил господин Трунов, вернул ему документы и с извинениями разорвал контракт, сославшись на загруженность и бесперспективность дела. В частном разговоре другие британские юристы пояснили российскому коллеге, что истинная причина отказа — произошедшее в марте этого года в Англии отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. По мнению местных адвокатов, после организованной в стране пиар-кампании против российских военнослужащих их родственникам вряд ли стоит рассчитывать на поддержку лондонского суда. Тем более что иск был заявлен к крупной и известной во всем мире британской страховой компании.
Стоит отметить, что сообщество потерпевших под руководством Игоря Трунова рассматривало и третий, наиболее перспективный с финансовой точки зрения вариант получения компенсаций — через судебную систему США. Дело в том, что в этой стране так называемая стоимость жизни многократно выше и европейских 250 СПЗ, и российского $1 млн. По данным юристов, правосудие в США при разбирательствах по искам представителей жертв авиакатастроф ориентируется на цифру $7 млн за каждого погибшего. Однако в американские суды господин Трунов мог обращаться с коллективным иском лишь в том случае, если бы среди его клиентов числился представитель хотя бы одного погибшего гражданина США.
Такой человек на борту был: известный врач и правозащитник, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка (доктор Лиза) была замужем за гражданином США и в связи с этим тоже имела два гражданства. Однако супруг погибшей, известный как в США, так и в России адвокат Глеб Глинка, с самого начала отказался участвовать в любых судебных тяжбах за компенсацию и до сих пор не изменил свою позицию.
«Я искренне желаю сил и успехов адвокату Игорю Трунову в его деятельности,— сообщил “Ъ” Глеб Глинка.— Дай бог, чтобы с его помощью получили компенсацию все те, кто в ней действительно нуждается. Сам же я человек достаточно обеспеченный и не считаю для себя возможным ни брать, ни тратить "кровавые" деньги. Тем более полученные за смерть моей супруги. Мы с Лизой много лет прожили вместе, стали за эти годы почти единым целым, и я не хочу, чтобы оставшаяся память о ней приобретала какие-то материальные формы».
Фотогалерея
Как расследовали крушение Ту-154
25 декабря 2016 года в Черном море через минуту после вылета из аэропорта Адлера потерпел крушение самолет Ту-154. К 26 декабря поисковая группа включала 3,5 тыс. человек, 45 кораблей, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В момент катастрофы на борту находились 92 человека, включая директора фонда «Справедливая помощь» и члена президентского Совета по правам человека Елизавету Глинку (Доктор Лиза). Российский филантроп намеревалась передать медикаменты и расходные материалы в университетский госпиталь в Латакии
Фото: ТАСС / Valery Sharifulin
Жертвами крушения Ту-154 также стали 65 участников ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова — почти весь хор коллектива, за исключением трех солистов, которых не было на борту
На фото: композитор и главный военный дирижер России Валерий Халилов
Фото: ТАСС / Марина Лысцева
Артисты направлялись в Сирию, чтобы сыграть новогодний концерт для военнослужащих на российской авиабазе Хмеймим
Фото: Коммерсантъ / Эмин Джафаров
26 декабря на расстоянии 1,7 тыс. метров от берега были обнаружены обломки самолета. Радиус разброса обломков составил 500 метров, эта информация дала специалистам основание полагать, что самолет разрушился в воздухе. В СМИ появились версии о теракте, но позднее следов взрыва на борту не было обнаружено. Глава Минтранса Максим Соколов объяснял разброс течением
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
26 декабря ФСБ России назвала основные версии крушения Ту-154: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков теракта не было выявлено
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России
27 и 28 декабря из воды были извлечены два бортовых самописца. На основе их данных эксперты заявляли, что версия об ошибке пилотирования воздушного судна является приоритетной. Тогда же источник в оперативном штабе на месте ЧС сообщал, что, по предварительным данным, на борту рассогласованно сработали закрылки. В результате подъемная сила якобы была потеряна, скорость не была достаточной для набора высоты, и самолет упал
Фото: РИА Новости / Пресс-служба МЧС России/ТАСС
29 декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил России Сергей Байметов сообщил, что полет Ту-154 продлился около 70 секунд, лайнер успел набрать высоту в 250 метров при скорости 360-370 км/ч. Господин Байнетов также сообщил, что первоначально было более 15 версий крушения Ту-154, однако в ходе расследования их число уменьшилось вдвое
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В марте 2017 года техническая часть расследования катастрофы была завершена. Согласно экспертам, самолет не падал, а разбился при посадке на воду в управляемом полете. Одной из причин такой посадки могла стать дезориентация пилота в пространстве. 26 апреля издание «Газета.Ru» опубликовало материал, согласно которому причиной катастрофы была перегрузка — после дозаправки вес Ту-154 якобы составил около 110 тонн вместо нормативных 98. Однако уже на следующий день Следственный комитет РФ опроверг эту версию
Фото: ТАСС / Пресс-служба МЧС России
В мае Минобороны обнародовало итоги расследования катастрофы Ту-154 над Черным морем. Ведомство установило, что после взлета командир борта Роман Волков вместо набора высоты направил самолет в пике. При этом в кабине пилотов никто ничего не замечал, лишь на девятой секунде, сидящий сзади летчиков штурман, произнес: «Командир, мы падаем»
Фото: РИА Новости / Нина Зотина
В ходе расследования были проведены 356 судебно-медицинских, 23 молекулярно-генетических, три взрыво-технических и одна фоноскопическая экспертиза, а также судебное химическое исследование горюче-смазочных материалов
Фото: Коммерсантъ / Петр Кассин
Потерпевшими по уголовному делу были признаны 156 человек
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов
В первую годовщину катастрофы Следственный комитет России сообщил, что версия взрыва на борту полностью исключена. Срок расследования неоднократно продлевался. В последний раз — 3 декабря 2018 года (до 25 марта 2019 года)
Фото: Коммерсантъ / Кристина Кормилицына