В российском автопроме ищут премиальность
Концернам предложили определиться с терминами
Как узнал “Ъ”, несмотря на то, что позиция рабочей группы по автопрому уже представлена в правительство, обсуждение продолжается. Минэкономики предложило автоконцернам выработать критерии отнесения продукции к премиальному сегменту: речь идет об упрощении требований по локализации производства для таких моделей. Собеседники “Ъ” отмечают, что поддержка производства в РФ премиальных автомобилей логична в рамках курса правительства на создание более высокой добавленной стоимости в стране и привлечение новых технологий.
Минпромторг направил в правительство позицию созданной по поручению вице-премьера Дмитрия Козака рабочей группы по автопрому по путям развития отрасли, рассказали “Ъ” в ведомстве. Обсуждать документ, который определяет условия выделения господдержки, требования к локализации производства, правила новых инвестрежимов и так далее, теперь предстоит на совещании у вице-премьера.
При этом, по данным “Ъ”, параллельно 23 октября Минэкономики направило автоконцернам протокол совещания, состоявшегося в ведомстве 17 октября без участия Минпромторга. В протоколе компаниям предложено в «возможно короткие сроки» направить предложения по критериям выделения премиального сегмента автомобилей. По словам источников “Ъ”, речь идет об идее Минэкономики выдвигать отдельные требования к локализации (поправки в постановление правительства №719) в зависимости от объемов производства автомобилей (см. “Ъ” от 3 августа и 9 октября). В частности, выделение премиума предполагает упрощенные требования для мелкосерийного производства (например, по числу технологических операций, вложениям в НИОКР и т. п.).
Один из собеседников “Ъ” отмечает, что в рамках совещания обсуждали премиальный сегмент только для легковых автомобилей.
В Минпромторге отказались от комментариев по вопросу выделения премиального сегмента, в Минэкономики “Ъ” не ответили. При этом источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что Минэкономики запрашивало предложения автоконцернов еще на совещании, а сейчас решается вопрос о целесообразности посегментного подсчета локализации.
В концернах комментариев не предоставили. Собеседники “Ъ” на рынке говорят, что самый простой подход к выделению премиального сегмента — цена как показатель качества и технологий. Но по серийности моделей, по словам одного из них, оценить премиальность автомобилей невозможно: легковые машины, считающиеся премиальными, в основном не выпускаются совсем малыми сериями, а спрос на них ограничен именно ценой.
Ряд источников “Ъ” добавляют, что упрощенные требования по нужны из-за экономической нецелесообразности локализации ряда технологических операций при относительно малых объемах производства, но такие модели некорректно называть премиальными.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» также говорит, что главный критерий премиальности — цена. При этом он отмечает, что премиальный сегмент очень узок, а спрос в нем более устойчив, поэтому он меньше всего нуждается в господдержке: «Но по премиальным автомобилям гораздо сложнее достигнуть необходимого уровня локализации, для них нужно предусмотреть какие-то критерии поддержки»,— соглашается аналитик.
При этом логику возможного упрощения требований по локализации для премиального сегмента собеседники “Ъ” связывают с тем, что именно такие модели могут принести в РФ новые технологии и создать большую добавленную стоимость. Это, по их словам, также сможет стимулировать к развитию российские концерны. Как говорит один из них, в ходе совещания в Минэкономики присутствующими чиновниками заявлялось, что автопрому РФ «больше не нужны консервные банки». Курс на поддержку автоконцернов, создающих в РФ продукты с высокой добавленной стоимостью, в ходе совещаний рабочей группы ранее уже заявлялся со стороны аппарата Дмитрия Козака, а привлечение в РФ новых технологий предлагалось заложить в новом механизме специнвестконтракта (см. “Ъ” от 8 и 9 октября).