А ларчик просто обновлялся
Cartier в Эрмитаже
22 ноября ювелирно-часовой дом Cartier представит результат своего нового реставрационного проекта. Отреставрировали редкий экспонат Государственного Эрмитажа — закономерно для Cartier было выбрано произведение ювелирного искусства. Это драгоценный ларец XVI века, он принадлежал дочери Сигизмунда I польской принцессе Ядвиге Ягеллонке и был создан в 1533 году.
История партнерства Cartier и Эрмитажа началась не вчера. Еще в 1992 году в Эрмитаже выставляли редкую коллекцию украшений Tutti Frutti от французского ювелирного дома. Да и реставрационный проект это далеко не первый: Cartier значится в числе главных спонсоров и меценатов Государственного Эрмитажа, и за деньги компании уже было проведено несколько значимых работ по реставрации. Так, в 2016 году показали восстановленную лампу из горного хрусталя, созданную в X–XI веках на Ближнем Востоке (проект осуществлен в Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов под руководством И. К. Малкиеля), а в 2017-м специалисты той же лаборатории провели реставрацию древнего ароматника из сокровищницы Великих Моголов. Как объяснял при представлении ароматника Игорь Малкиель, проект имел еще и исследовательское значение: современные технологии помогли изучить технику создания могольских ювелирных изделий.
Ларец под инвентарным номером Э-2627 тоже предмет довольно интересный. Он создан на территории современной Германии (нюрнбергская школа), размеры изделия 42×24×26,2 см. Заказан у мастера, имя которого до нас не дошло, ларец был лично Сигизмундом I и стал частью приданого Ядвиги (в 1535 году она вышла замуж за курфюрста Бранденбургского Иоахима II). В Россию ларец предположительно попал также как часть приданого — принцессы Софии-Шарлотты Волфенбюттельской, которая была прямым потомком Ядвиги Ягеллонки и в 1711 году вступила в брак с сыном Петра I царевичем Алексеем.
Ларец выполнен из серебра с позолотой, декорирован чеканкой и резьбой, а отдельные части отполированы, и инкрустирован алмазами, сапфирами, изумрудами, жемчугом и полудрагоценными камнями. По декору можно многое узнать о ювелирных вкусах Ренессанса — для украшения использованы камеи и переставшие быть модными кольца и подвески. Ручку с кулонами из шпинелей, сапфиров и жемчуга держат два амура, ножки — в виде грифонов, два из них держат щиты с гербами курфюрста Бранденбургского и польского короля. В ходе реставрации восстановили золочение, элементы закрепки, «подлечили» камни и сделали многое другое, чтобы почерневший от времени ларец снова стал ослепительно красивым.