Госкомпаниям рассчитали «Индекс расточительности»
Какие автомобили предпочитают закупать корпорации
Самые дорогие машины среди госкомпаний — у «Транснефти» и «Газпрома». Лидеров этого года по стоимости закупаемых автомобилей определил «Общероссийский народный фронт». В первую тройку так называемого «Индекса расточительности» вошла также компания «ВО "Безопасность"», которая оценивает безопасность АЭС.
Лидирует в рейтинге «Черномортранснефть». Компания решила купить автомобиль за 13,7 млн руб. В описании закупки не указана модель машины, но по параметрам под нее подходит Mercedes-AMG G63. Следом идет «Газпром добыча Оренбург» с Mercedes-Benz S560 4MATIC за 10 млн руб. Эту же модель, судя по описанию, хочет приобрести и «ВО "Безопасность"» за 9,3 млн руб.
Госкомпаниям давно нужно было запретить покупать слишком дорогие автомобили, считает координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта. По его словам, организация уже подготовила обращение к Дмитрию Медведеву по этому поводу: «Мы уже не первый год говорим про то, что с расточительством государственных бюджетных средств, в том числе благодаря приданию огласки, мы справились. Уже не видно и корпоративов, которые сотрудники министерств и губернаторы любили проводить в каких-то шикарных интерьерах кабинетов. Но что касается госкомпаний, то в дело вступает 223-ФЗ, по которому они проводят свои закупки и вправе делать, что хотят. Если напрямую в этом документе невозможно прописать ограничения, то хотя бы через директивы правительства с этой непомерной роскошью госкомпаний нужно начать справляться.
И уже сейчас подготовлено письмо в адрес Дмитрия Медведева с просьбой вернуться к этой проблеме и все-таки найти решение, как прописать планку для госкомпаний.
Мы продолжаем настаивать на том, что это не частный бизнес, где они могут делать все, что хотят, а мы только радоваться будем за эти аппетиты. Все же госкомпаниям доверена функция, допустим, добывать газ, нефть или другие ресурсы, и именно на это выделяются деньги, и это должно поступать потом в конечном итоге в бюджет».
Как заявил газете РБК представитель «Транснефти» Игорь Демин, автомобиль за 13 млн руб., о котором идет речь, это, на самом деле, Mercedes-Benz Sprinter российского производства, который представляет собой лабораторию качества нефтепродуктов. А в «ВО "Безопасность"« сообщили, что 9 млн руб., выделенные на покупку должностного Mercedes, «абсолютно негосударственные» и заработаны компанией по сторонним частным контрактам.
Некоторые госкомпании действительно получают внебюджетные доходы и могут тратить их по своему усмотрению. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщил глава Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро: «У госкомпаний могут быть разные бюджеты. Может быть финансирование из бюджета Российской Федерации на поддержку их деятельности, также средства могут быть получены от коммерческой деятельности. И если совет директоров этой госкомпании принимает тот или иной бюджет, в том числе по расходованию на дорогие автомобили, значит, это их решение.
Все-таки здесь корпоративный интерес превалирует над публичным интересом.
Другой вопрос, чем непосредственно занимается та или иная госкомпания. У правительства сегодня есть задача на сближение двух законов — 223-ФЗ и 44-ФЗ, но, например, тот же самый Верховный суд имеет позицию, что все-таки корпоративный интерес превалирует над публичным. Поэтому надо разбираться в каждом конкретном случае».
Всего в «Индекс расточительности» ОНФ попали 22 заказчика из 15 регионов. В общей сумме они планируют потратить на автомобили около 260 млн руб. Самыми популярными марками среди участников рейтинга стали Mercedes-Benz AMG, Lexus LX 570 и Toyota Land Cruiser.