Минеральную воду подводят к знаку качества
Нужно ли маркировать такой продукт
Минералка может получить знак качества: компания «Аква Холдинг», выпускающая «Ессентуки», попросила Минпромторг ввести маркировку воды. Это позволит бороться с контрафактом, считает производитель, по данным которого, до 80% минералки изготавливается в подпольных цехах. На первом этапе планируется маркировать только «Ессентуки». Затем в эксперименте могут принять участие и другие производители.
В итоге это позволит снизить цены на минеральную воду, считает Реваз Юсупов, заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий — оператора единой системы маркировки.
«Многие производители уже обладают необходимым оборудованием для того, чтобы наносить маркировку. Мы с вами знаем, что игроки рынка и так много чего наносят сейчас на свою продукцию, надо будет просто адаптировать технику под систему маркировки. Если же производителям даже придется докупать и ставить соответствующее оборудование, то они все равно выиграют от этой инициативы, так как рынок очистится, и у легальных производителей появится новая доля рынка. Кроме того, они перестанут нести затраты на защиту своего бренда и репутации, в том числе в судах, — пояснил господин Юсупов. — В конечном счете, стоимость продукции должна даже снизиться примерно на 5-10% за счет того, что этим проектом производители улучшают и логистику, и маркетинг, и много чего другого с точки зрения своих бизнес-цепочек и бизнес-процессов».
Для маркировки минералки нужно специальное оборудование, закупка которого приведет к росту издержек, подчеркивает президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков: «Данная мера на сегодняшний день преждевременна. Те ценовые параметры, которые обозначаются за оборудование, могут просто "убить" производителей некоторых категорий воды, в частности, в маленькой таре, ведь стоимость на одну линию будет составлять от €30 тыс. до 100 тыс. и порядка 50 коп. за один код».
В ЦРПТ, в свою очередь, подчеркнули, что у производителей уже может быть установлено необходимое оборудование. Окончательно давать какие-то оценки можно будет только после изучения производств и проведения тестирования.
Бороться с контрафактом благодаря маркировке получается эффективно, это доказал эксперимент с другими товарами, отметил глава компании Infoline-аналитика Михаил Бурмистров: «Пока более или менее полноценно отработалась программа на рынке меховых изделий: он стал в значительной степени более прозрачным и понятным.
Минеральная вода в этом плане — тот сегмент, который подходит для системы маркировки.
Вода — это та история, которая очень хороша для того, чтобы производить контрафактную продукцию, и, конечно, добросовестные производители от этого серьезно страдают. Маркировка все равно будет введена везде и по всем категориям. Это только вопрос времени».
Объем рынка минеральной воды в России оценивается более чем в $1,5 млрд. Ежегодно он увеличивается на 15%.