Профицит в первом чтении
Госдума предварительно одобрила проект бюджета на трехлетку
Госдума приняла в первом чтении проект закона о бюджете на 2019–2021 годы, который впервые за последнее десятилетие изначально запланирован с превышением доходов над расходами. По форме проект госказны сверстан в формате проектного подхода к исполнению целей майского указа Владимира Путина, по содержанию — направлен на накопление подушки безопасности на случай внешних угроз и на замораживание реальных расходов при небольшом сокращении оборонных трат.
Бюджет на 2019–2021 годы первый вице-премьер—министр финансов Антон Силуанов представил Госдуме как ответ на все вызовы, как внешние, так и внутренние. Бюджет, судя по его выступлению, финансово заряжен как на достижение целей нового майского указа (рост продолжительности жизни и доходов населения), так и на «защиту от внешних воздействий» путем интенсивного наполнения подушки безопасности в виде Фонда национального благосостояния до заветных для Минфина 7% ВПП.
Доходы в 2019 году запланированы на уровне 19,969 трлн руб., расходы — 18,037 трлн руб., то есть профицит будет равен 1,932 трлн руб., или 1,8% ВВП. Отметим, что Минфин не планировал профицит при внесении бюджета в Госдуму с 2009 года (тот кризисный год, впрочем, по факту завершился внушительным дефицитом, в 2011 году вышла обратная ситуация — плановый дефицит в итоге сменился небольшим фактическим профицитом).
Напомним, что базовые макропараметры 2019 года, исходя из которых верстался бюджет,— это инфляция не выше 4,3%, прирост ВВП в 1,3%, нефть по $63,4 за баррель и доллар по 63,9 руб. Несмотря на номинальный рост госрасходов, реальные траты (к объему ВВП) в 2019 году будут снижаться. Минфин, невзирая на профицит и нефть, цена которой почти вдвое выше уровней времени формирования бюджетного правила, продолжит посткризисный курс на бюджетную консолидацию и накопление «излишков». В 2017 году расходы федерального бюджета составляли 17,9% ВВП, в этом году они сократятся до 17,2%, в 2019 году — до 17% ВВП. Последнее снижение будет произведено прежде всего за счет недавнего приоритета — реальных расходов на национальную оборону, которые уменьшатся с 3% до 2,8% ВВП.
Прежний глава Минфина, председатель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин, впервые оценивающий бюджет в новом качестве, в своем выступлении тоже нашел в нем соответствие приоритетам президента, в том числе через распределение госрасходов на 12 нацпроектов и комплексный план развития инфраструктуры. «Национальные цели закреплены персонально за ответственными вице-премьерами, теперь мы знаем, с кого спрашивать за их исполнение и достижение»,— отметил глава СП. Алексей Кудрин больше не оспаривает жесткость бюджетного правила, он назвал его «оправданным» и снижающим зависимость бюджета от цен на нефть.
Из минусов проекта глава СП отметил «риски большой программы заимствований» и отступление от духа Бюджетного кодекса: бюджет рассматривается параллельно с затрагивающими его поправками. «Например, вчера в первом чтении были приняты поправки по распределению нормативов по акцизу на спирт и другим доходным источникам»,— сказал он, отметив, что о таких изменениях регионы узнают в последний момент. Кроме того, нет ясности и по новому инструменту — Фонду развития (437 млрд руб. в 2019 году), механизмы распределения этих денег не определены. «Пока, к сожалению, для нас Фонд развития — это "черный ящик", хотя декларируем, что это будет направляться на главные национальные проекты»,— отметил глава СП.
Как и год назад, бюджет в первом чтении был принят силами «Единой России» и примкнувшей к ней фракции ЛДПР. («Нельзя не поддерживать бюджет. Тогда остановятся все платежи»,— аргументировал свою позицию лидер либерал-демократов Владимир Жириновский.) «Справедливая Россия» и КПРФ подвергли проект традиционной критике. Лидер справороссов Сергей Миронов назвал проект «бюджетом стагнации», который «саботирует исполнение майских указов президента». Глава КПРФ Геннадий Зюганов образ развил: «Это бюджет уже не стагнации и деградации, а дальнейшей колонизации». В качестве аргумента он использовал правительственный прогноз внешней торговли: «Наш импорт за эти три года увеличится на 1%, а экспорт — на 21%. О каком импортозамещении идет речь?»
За принятие бюджета в первом чтении проголосовали 370 депутатов, против — 65, воздержавшихся не было. Второе чтение запланировано на 14 ноября, третье — на 20 ноября.