Инсайдер инсайдеру глаз не выклюет
Минфин разрешит подсанкционным структурам самим решать, какая публичность им повредит
Министерство финансов опубликовало проект постановления правительства, позволяющего с мая 2019 года после уведомления Банка России не раскрывать в обязательном порядке инсайдерскую информацию, раскрытие которой может содействовать применению к кому-либо в РФ зарубежных санкций. Формально речь идет о техническом акте во исполнение «антисанкционных» законов 2017 года, но в случае с инсайдом сама конструкция закона об инсайде создает потенциальные проблемы всему рынку: фактически полномочия определять такую информацию отдается на откуп самим инсайдерам и ЦБ.
Проект постановления правительства, призванного реализовывать новые положения федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», вступающие в силу с 1 мая 2019 года и касающиеся раскрытия информации о деятельности подсанкционных компаний, опубликован Минфином. Напомним, «антисанкционные» поправки к закону об инсайде приняты в очень общем виде: в них правительству РФ разрешается устанавливать особые «случаи», когда обязательная и утвержденная актами ЦБ публикация инсайдерской информации не подлежит публичному раскрытию, и/или предоставлению определенным группам контрагентов, или осуществляется «в ограниченном составе и (или) объеме».
Проект Минфина предлагает распространять особые случаи на подсанкционные компании и (в силу формулировок закона об инсайде) на управляющие компании, информагентства, раскрывающие данные об инсайдерской информации, и рейтинговые агентства в этих же ситуациях. Конструкция проекта постановления такова: инсайдеры вправе принять решение о нераскрытии чувствительной с точки зрения санкционных мер информации, уведомив об этом Банк России. Решение принимается инсайдером самостоятельно, если оно «приводит (может привести) к применению» санкционных «мер в отношении лиц, являющихся инсайдерами, и (или) иных лиц».
С точки зрения закона об инсайде (224-ФЗ от 27.07.2010 года) и проекта постановления, возможность не раскрывать инсайдерскую информацию возникает у эмитентов и управляющих компаний, «организаторов торговли, клиринговых организаций, а также депозитариев и кредитных организаций, осуществляющих расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли», рейтинговых и информагентств, то есть, по сути, практически у всех игроков финансового рынка, которые могут быть связаны с потенциально или реально подсанкционными структурами. При этом «освобождение» от раскрытия инсайдерской информации распространяется как, например, на управляющие компании, работающие с подсанкционными клиентами, так и на самих клиентов. Как именно и по какой процедуре (а главное, кому) можно определить, раскрытие какой именно инсайдерской информации может привести к новым санкциям, ни законодательство, ни постановление не описывают, а роль ЦБ в этой ситуации выглядит чисто технической: исходя из текста проекта, любой эмитент или любой игрок финансового рынка может уведомить регулятора о том, что он уже решил не публиковать некую инсайдерскую информацию, которая может (по его решению) нанести ущерб (вследствие работы санкционных механизмов) любым лицам, и далее нераскрытие инсайдерских сведений, которые были бы обязательны к публикации, станет полностью законным. Каких-либо механизмов проверки обоснованности такого решения проект постановления правительства не содержит.
Впрочем, проблема с реализацией «антисанкционного» законодательства существенно шире. Дело в конструкции законодательства об инсайде в приложении к санкциям: сама по себе информация о том, что в отношении какого-либо собственника какого-либо актива введены или могут быть введены иностранные санкции, является максимально чувствительной для финансового рынка, это сейчас фактор первого порядка, влияющий на рыночную стоимость активов. Практика законного сокрытия информации о взаимосвязях «санкционных» и «несанкционных» структур в РФ, разрешенная и, возможно, предписанная игрокам финансового рынка России, может не только вести к манипуляции рынками, но и делает для неопределенного круга и потенциальных, и реальных инвесторов непредсказуемой динамику цен на такие активы. Проект Минфина выглядит лишь предосторожностью для «особых случаев», однако при расширении санкций в 2019 году постановление правительства в состоянии спровоцировать как минимум сильный рост волатильности на фондовом рынке.
При этом сам текст закона 224-ФЗ указывает на уловку, аннулирующую все возможности правовой защиты «особых случаев» нераскрытия инсайда. П. 3 ст. 5 ФЗ прямо утверждает: «К инсайдерской информации не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения». Поэтому наиболее простой и эффективный способ избежать коллизий, связанных с «неудобной» инсайдерской информацией,— нарушить закон о коммерческой тайне, анонимно сообщив ее, например, СМИ.