Обезоружить раковую клетку
нобелевские премии
В 2018 году Нобелевская премия по физиологии и медицине присуждена Джеймсу Эллисону из США и Тасуку Хондзе из Японии за разработки в области терапии рака путем активации иммунного ответа.
Вручение этой премии за работу Эллисону и Хондзе можно назвать ожидаемым, еще в 2016 году они назывались как потенциальные лауреаты. Они открыли способ, с помощью которого опухолевые клетки подавляли активность Т-клеток, а это позволяло им уходить из-под контроля иммунной системы человека и бесконтрольно размножаться.
Способ этот основан на взаимодействии рецептора на поверхности Т-лимфоцита и активаторного белка на поверхности опухолевой клетки. В случае если такое взаимодействие произошло, запускается механизм подавления активности Т-лимфоцита (в норме этот механизм препятствует развитию аутоиммунных реакций).
Открытие нового биологического явления само по себе могло и не привлечь внимания Нобелевского комитета. Но вслед за открытием рецепторов и активаторных белков последовал вал разработок лекарственных препаратов, направленных на то, чтобы не дать рецептору и активатору взаимодействовать и таким образом не препятствовать активации собственной иммунной системы на борьбу с болезнью. В мире такая стратегия успешно применяется и в отношении опухолей, использующих этот способ ухода из-под контроля иммунной системы, показала свою эффективность. В России разработку основанного на таком принципе лекарственного препарата ведет компания Biocad, "Наука" писал об этой разработке. Сейчас препарат BCD-100 для лечения меланомы и немелкоклеточного рака легкого находится на второй стадии клинических испытаний (эффективность и безопасность препарата на ограниченных группах пациентов с конкретным заболеванием).
Безусловно, нельзя говорить о противораковой панацее, нельзя исключать из стратегии лечения другие способы борьбы с онкологическими заболеваниями, нельзя пренебрегать хирургическими методами и химиотерапией.
Более того, таргетная иммунотерапия, несмотря на точечное воздействие на конкретный механизм, оказывает системное действие на все клетки, а не только раковые.
Возрастает риск аутоиммунных осложнений. И не все опухолевые клетки экспрессируют соответствующие активаторные белки, не все используют этот способ защиты от иммунной системы, а против опухолей, на поверхности которых есть активаторные белки, только в 50% случаях удается получить лечебный эффект.
Несмотря на указанные ограничения и сложности применения этой технологии, огромный интерес научного и медицинского сообщества и вклад в борьбу с онкологическими заболеваниями предопределили внимание Нобелевского комитета к этому открытию.
Путь исследователей к признанию был небыстрым, первая работа о роли рецептора PD-1 была опубликована Хондзе еще в 1992 году, а в 2010 году была предложена соответствующая медицинская стратегия. Теперь ждем выхода на рынок российского препарата для иммунотерапии рака.
Эффекты PD-1 на метаболическое перепрограммирование Т-лимфоцитов
|