Как изменение политики Facebook влияет на Интернет
Классик мировой литературы Рэй Брэдбери писал в своих бессмертных произведениях, что даже взмах крыла мотылька может привести к торнадо на другом конце земного шара. Без сомнений, это утверждение в некоторой мере справедливо. Так, совсем недавно компания Facebook изменила политику конфиденциальности пользователей, что неожиданным образом повлияло на рынок интернет-сервисов и даже поставило некоторые из них на грань катастрофы.
Катастрофа интернет-бизнеса
В марте 2018 года средства массовой информации распространили новость о том, что компания Cambridge Analytica, используя собственное приложение в Facebook, собрала личные данные 87 миллионов учетных записей пользователей. Эксперты выдвинули гипотезу, что эта информация использовалась во время президентской гонки в США в 2016 году, а также при подготовке референдума по Brexit. Так, политологи изучали вероятность того, что британцы решатся проголосовать за выход из Евросоюза. Грянул скандал, который привел к серьезным последствиям, в том числе на рынке интернет-сервисов.
Прежде всего, пострадала сама Cambridge Analytica: компания лишилась всех клиентов и партнеров, в результате чего была вынуждена инициировать процедуру банкротства. Огромные проблемы возникли и у Facebook. Фирма выплатила значительный штраф, обновила политику конфиденциальности, запретила сторонним приложениям и сервисам получать сведения о пользователях и их активности в социальной сети. Эти изменения продолжаются до сих пор.
Очень важно, что они затронули множество сторонних сервисов и компаний. По мнению специалистов, больше всего пострадали Netflix, Megogo и другие крупные платформы, которые используют данные из социальных сетей для работы рекомендательной системы, предлагающей пользователям определенные товары или услуги на основе их интересов. Теперь, когда доступ к конфиденциальной информации закрыт, этим сервисам придется искать другие способы, как изучить предпочтения пользователей.
Пострадали проекты, которые, на первый взгляд, не связаны напрямую с социальной сетью. Так, огромные проблемы возникли у популярного российского сайта «Центр Вакансий». Из-за потери возможности получать и анализировать данные из Facebook кардинально ухудшилась работа рекомендательной системы, что привело к падению активности пользователей и значительному уменьшению трафика. Дело в том, что в рамках ресурса система учитывала социальный граф соискателя — то есть его связи с другими специалистами, контент на личной странице, используемый им лексикон и целый ряд других параметров, благодаря которым можно косвенно определить, соответствует ли человек определенной должности. Тесная взаимосвязь ресурса с API Facebook оказалась стратегической ошибкой.
Из-за новой политики конфиденциальности Facebook у «Центра Вакансий» возникла необходимость срочно найти новое и автономное (in-house) решение, не основанное на сторонних платформах и данных, доступ к которым может быть потенциально утерян. В рамках сайта начали разрабатывать технологию применения искусственного интеллекта, которая будет заниматься анализом и оценкой огромных массивов резюме. Ее задача — повысить качество и скорость работы с базой данных сайта.
По словам создателя «Центра Вакансий» Леонида Лукина, он уже давно задумывался о внедрении искусственного интеллекта и даже вел определенные работы в этом направлении, а ситуация, которая сложилась из-за Facebook, подтолкнула к самым активным действиям.
Новые подходы к обработке информации
Предполагается, что искусственный интеллект будет постоянно отслеживать действия пользователей, которые ищут сотрудников, чтобы определить, какие именно резюме и соискатели смогли в итоге быстро устроиться на работу. Затем на основе анализа этой информации, а также данных о фактической ценности резюме, искусственный интеллект станет рекомендовать в первую очередь именно тех сотрудников, которые лучшим образом соответствуют требованиям работодателя.
В основе технологии, которую разрабатывает «Центр Вакансий», будет лежать многоступенчатое машинное обучение. В рамках первичного анализа искусственный интеллект проверит определенные параметры каждого резюме: сколько времени его изучают, как часто добавляют в избранное и просматривают контактные данные, сколько сеансов связи проводят с соискателем, используя внутреннюю систему переписки, и, наконец, главное — как быстро резюме снимается с показа в связи с трудоустройством кандидата. По итогам анализа всех этих критериев каждое резюме в системе получит некий рейтинг.
Будем надеяться, что эта технология докажет свою эффективность на практике. В ее перспективу верится без особого труда, учитывая то, что идея и техническая часть проекта — заслуга Леонида Лукина, известного интернет-разработчика, почетного члена мирового сообщества WordPress и первого в России PHP-программиста, сертифицированного компанией Zend. Стоит отметить, что на языке PHP написано подавляющее большинство сайтов не только в Рунете, но и в мире. А Лукин еще в далекие 90-е одним из первых стал использовать эту технологию для создания сайтов, активно продвигал ее «в массы». Так что фактически его можно смело назвать одним из отцов российского сегмента Интернета.
Прогресс после трудностей
Изменение политики конфиденциальности Facebook стало серьезным потрясением для сферы интернет-бизнеса. Но, как показывает история, трудные времена часто становятся катализатором прогресса. Вполне возможно, что благодаря этому событию будут придуманы новые, более совершенные способы работы с информацией и ее анализа, которые сделают известные нам сервисы еще лучше.