Моногорода списывают со счетов
Отраслевая программа в Кировской области работает не эффективно
Счетная палата РФ проанализировала реализацию программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016–2017 годах на примере Кировской области и усомнилась в необходимости ее выполнения в целом. По мнению ведомства, данные свидетельствуют об оттоке населения, росте безработицы, отсутствии инвесторов и о том, что построенная за государственный счет инфраструктура никому не нужна. Аналогичные выводы касаются и большинства особых экономических зон с простаивающей коммерческой недвижимостью. В кировском правительстве согласны с выводами Счетной палаты, но считают, что федеральные власти должны учитывать региональную специфику при предоставлении средств.
Счетная палата РФ опубликовала анализ реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016–2017 годах на примере Кировской области и особых экономических зон (ОЭЗ). Государственные меры направлены на создание территорий опережающего социально-экономического развития в 100 моногородах РФ, реализацию инвестпроектов, строительство инфраструктуры, обучение управленцев и развитие благоустройства. На эти цели федеральный бюджет до 2021 года направит более 25 млрд руб. через НКО «Фонд развития моногородов». Однако эффективность исполнения программы аудиторы поставили под сомнение, сообщив о низких результатах, не сопоставимых с мерами господдержки в виде субсидий, и невыполнении в полном объеме поставленных правительством РФ целевых показателей. Основными проблемами остаются отток населения, отсутствие инвесторов и невостребованная инфраструктура, построенная за бюджетный счет.
Согласно отчету правительства Кировской области, на 1 января 2018 года в основной капитал 11 моногородов региона привлечено 8,87 млрд руб. инвестиций и создано почти 4,2 тыс. рабочих мест — это на 147% выше планов 2017 года. При этом почти половина вакансий сформирована через центр временного трудоустройства несовершеннолетних, а не по результатам работы с градообразующими предприятиями и не благодаря созданию новых производств. В пяти моногородах — Белой Холунице, Кирсе, Красной Поляне, Лузе и Стрижах — уровень безработицы вдвое превышает региональный и федеральный показатели, а местные власти отчитываются о результатах, не указывая фактические данные. Продолжает сокращаться численность населения: с 2014 по 2018 годы число жителей уменьшилось на 4,4%, до 192,3 тыс. человек, а экономически активных граждан стало меньше на 6,2% и осталось всего 104,4 тыс. В 2014–2017 годах численность уехавших из моногородов Кировской области на 7,2 тыс. человек превысила численность прибывших, подсчитали аудиторы. То же касается и благоустройства 11 моногородов, которое Счетная палата признала ненадлежащим.
Другой нерешенной проблемой обозначена низкая, по мнению аудиторов, эффективность территории опережающего развития Вятские Поляны, где обосновались лишь три резидента, а потенциальных инвесторов, способных обеспечить спрос на простаивающую инфраструктуру ТОСЭР, нет. Аналогичная ситуация в Белой Холунице, где на реконструкцию инфраструктуры из Фонда развития моногородов потратили 241,8 млн руб. Там построили и ввели в эксплуатацию пять объектов, которые загружены менее чем на 2%, указывают аудиторы. Счетная палата намерена применить финансовые санкции в отношении правительства Кировской области — от чиновников могут потребовать вернуть потраченные средства в Фонд развития моногородов. Ранее подобный случай произошел в городе Луза. Там федеральный бюджет вложился в реконструкцию очистных сооружений, которые оказались не нужны ни населению, ни промышленникам, и региону пришлось вернуть потраченные 88,5 млн руб.
В правительстве Кировской области признают замечания Счетной палаты. «Все они тщательным образом проанализированы, сделаны соответствующие выводы и корректировки в работе, в том числе усилен контроль за расходованием бюджетных средств, пересмотрены существующие и начинают внедряться новые механизмы развития монопрофильных образований», — заявили в региональном кабинете министров. Неэффективность программы чиновники связали с общим подходом федеральных властей к реализации программы без учета специфики моногородов в субъектах РФ: «К примеру, под один механизм действий попадают Луза и Тольятти. Программа развития территорий, безусловно, нужна, но отсутствие дифференцированных подходов на федеральном уровне не позволяет применять гибкую политику к управлению моногородами». Такие же выводы делает и Счетная палата, указывая, что необходимо пересмотреть методики приоритетной программы, учитывая их социально-экономические особенности и актуальность финансирования в зависимости от реальных потребностей и возможностей выполнения задач. В целом же аудиторы сомневаются в необходимости дальнейшей реализации программы.