Симфония без героя
В Кремле показали «Симфоническое кино»
В Государственном Кремлевском дворце впервые сыграли программу «Симфоническое кино» с участием гитариста группы «Кино» Георгия Каспаряна и симфонического оркестра «Русская филармония». Борис Барабанов преодолел предубеждение и получил удовольствие от оркестровых версий любимых песен.
«Симфоническое кино» было впервые показано в 2012 году, в год 50-летия Виктора Цоя. На родине музыканта, в Санкт-Петербурге, публика приняла программу, с тех пор ее регулярно исполняют в концертных залах и на фестивалях. Центральное действующее лицо зрелища — гитарист группы «Кино» Георгий Каспарян. Он играет легко узнаваемые гитарные партии, используя белую гитару Yamaha, с которой не расстается больше 30 лет. После того как Вячеслав Бутусов распустил группу «Ю-Питер», «Симфоническое кино» стало главным местом работы Георгия Каспаряна. Участие музыканта «Кино», напрямую причастного к созданию саунда группы, носителя и одного из авторов самого ее языка, делает «Симфоническое кино» единственным аутентичным проектом из всех многочисленных кавер-групп и оркестровых программ, эксплуатирующих ее наследие. А их с годами становится только больше.
Композитор Игорь Вдовин, создавший аранжировки для «Симфонического кино», не имел в виду радикального прочтения песен Виктора Цоя. В версиях, которые исполняются в этой программе, выдержана вся композиционная математика, никто не пытался дописать что-то новое, ускорить или замедлить темп, все ключевые гитарные соло звучат точно так, как на альбомах. На аншлаговом концерте в Кремле я убедился, что именно такой подход решает основную задачу создателей программы — максимально вовлечь слушателя. Люди начинают подпевать, повинуясь рефлексу.
Люди привыкли подпевать вокалистам. У команды, создавшей «Симфоническое кино», были разные решения для этой задачи. Приглашение имперсонатора с голосом, похожим на Виктора Цоя, выглядело самым слабым вариантом. Такой ход низвел бы проект на уровень заштатной кавер-группы. Вероятно, можно было включать голосовую дорожку, предоставив все прочие партии музыкантам. Обработанный электроникой голос Виктора Цоя даже пробивается сквозь толщу оркестровой аранжировки в песне «Транквилизатор». Однако этот номер остается исключением. Мелодии куплетов и припевов в итоге ведут инструменты духовой группы или струнные. И это производит противоречивое впечатление. На концерте в Кремле поначалу сложно было отделаться от ощущения эстрадности звучания оркестра, а эта эстетика — все же нечто противоположное группе «Кино». Я буквально физически чувствовал дискомфорт, когда, например, в «героической» «Группе крови» вместо вокала звучали мягкие послушные струнные. Но сила, заключенная в музыке «Кино», в итоге перевесила «голливудское» звучание оркестра.
В числе продюсеров «Симфонического кино» значится сын Виктора Цоя Александр. У него есть собственный музыкальный проект «Ронин», в котором он выступает в роли автора песен и вокалиста. В тембре его голоса отцовские нотки слышны довольно отчетливо, на сцене музыкант держится прекрасно. Однако концертными выступлениями «Ронин» публику не балует, вот и в «Симфоническом кино» Александр Цой — не певец, а создатель видеорядов, которые транслируются на экран. Самым простым и очевидным решением для такой программы была бы демонстрация архивных фото- и видеоматериалов. Восторгу публики не было бы предела, если бы к знакомому звуку гитары добавился и образ человека, которому она когда-то аккомпанировала. Однако Александр Цой создал движущиеся изображения, никак не рифмующиеся с каноническими фото группы. Видеосопровождение отталкивается скорее от графики Виктора Цоя, а также от эстетики обложек альбомов «Кино». Если к аранжировкам создатели «Симфонического кино» подошли традиционно, то видеосопровождение проекта было экспериментом.
Интерес к наследию Виктора Цоя и группы «Кино» не ослабевает. Только в нынешнем году вышел на экраны фильм Кирилла Серебренникова «Лето», в котором Цой был одним из героев, ограниченным тиражом выпущен сингл «Атаман» (ранее не издававшаяся официально песня «Кино»), а Леонид Агутин выпустил свою версию песни «Кончится лето». Кажется, «Кино» сейчас популярнее, чем когда-либо, поэтому и «Симфоническому кино» аншлаги гарантированы надолго.
Не так давно в ленты соцсетей выбросило видеоролик с репетицией «Кино» 1987 года. Глядя на совсем молодых людей, чудом уместившихся вчетвером в комнатке барабанщика Густава Гурьянова, понимаешь, что в их мыслях в этот момент нет и намека не то что на концерты в Кремле, но хоть на какую-либо популярность. Они наслаждаются жарким питерским летом, подшучивают друг над другом, а их песни рождаются будто сами собой. И пожалуй, самое правильное, что можно сделать после знакомства с трибьютом, будь то фильм «Лето» или собрание симфонических версий песен «Кино»,— послушать оригиналы.