«При покупке оборудования для клиники фактор цены уходит на второй план, а на первый выходит инновационность»
Производство медицинского оборудования и медицинских изделий является приоритетным направлением развития промышленности Новосибирской области. В настоящее время медицинские изделия, техника и оборудование все чаще привлекают частных инвесторов, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса. Как рассказала в интервью генеральный директор Инновационного медико-технологического центра Екатерина Мамонова, росту отрасли в том числе способствует накопленный научно-технический потенциал и практический опыт в области разработки и производства высокотехнологичной медицинской техники в регионе.
— Екатерина Владимировна, какие сегменты медицинской промышленности в Новосибирской области, на ваш взгляд, наиболее перспективные, есть версия, что это производство медицинского оборудования, и почему?
— В любой клинике (государственной или негосударственной) значительная часть бюджета состоит из средств, направляемых на закупку расходных материалов (имплантируемые конструкции, инструментарий и другие материалы), потребность в закупке которых практически ежедневная. Покупка техники — это вопрос специальных инвестиционных долгосрочных программ внутри клиник. При этом срок службы такой техники измеряется годами. Если инвестор выстраивает эффективный проект в сфере производства медицинских изделий, то он прежде всего ориентируется на спрос. А он выше в сегменте именно расходных материалов.
С точки зрения рынка, на мой взгляд, перспективным направлением является также производство медицинского оборудования. Перспектива его роста обусловлена разработками научных институтов, которые направлены на создание достаточно сложных устройств. Но здесь для инвестора очень важно найти именно тот сегмент, который позволит выиграть в конкурентной борьбе с самыми серьезными иностранными компаниями. При покупке оборудования для клиники фактор цены уходит на второй план, а на первый выходит инновационность этих продуктов, сервисные составляющие и многие другие факторы.
Сложность работы на медицинском рынке обусловлена тем, что производитель должен обеспечить широкий ассортимент выпускаемой продукции, полные модельные ряды, инструментарий для имплантации, расходные материалы для оборудования, дистрибуцию, обучение. Кроме этого, оборудование должно быть современным и как минимум не хуже иностранных аналогов. И это логично, так как любая клиника, получившая финансирование на модернизацию, выбирает современную технику. Это отчасти обусловлено еще и тем, что следующие инвестиционные средства будут получены только после того, как оборудование себя окупит и принесет дополнительную доходность инвестору. Иначе смысла в инвестициях нет.
Так работают крупнейшие производители медицинской техники в мире, такие как Siemens, Philips, Toshiba и другие. Они уже давно превратились в огромную систему продаж и продвижения разработок небольших компаний. В частности, в Германии медицинские технопарки привязаны к таким крупным индустриальным партнерам, обладающим возможностью встроить в свой стандартный серийный комплекс инновационный продукт. В то же время руководство предприятия, разработавшего инновацию, точно знает, что создает ее именно для крупнейших мировых лидеров — клиник.
Именно сейчас в России формируется рынок для развития инвестиций в сферу медицины и здравоохранения. На нем работают как крупные государственные корпорации, так и небольшие частные компании. При этом каждый выбирает себе тот сегмент, который наиболее соответствует требованиям вложения их инвестиций.
— В каких областях медицины вложения самые заметные?
— Инвесторы идут в разные области медицины. Если говорить о количестве проектов, то больший объем инвестиции направляется в сегмент фармацевтики.
— У медицинской промышленности или фармацевтики, на ваш взгляд, больше шансов на опережающие темпы?
— И у той, и у другой равные шансы.
— Каких результатов планирует достичь Медтехнопарк к 2030 году?
— Планы на самом деле амбициозные, в частности мы намерены к 2030 году добиться того, чтобы каждое третье медицинское изделие на российском рынке в нашем сегменте было произведено в Новосибирской области, кроме этого, около 30% нашей продукции мы хотим поставлять на экспорт. Это позволит сформировать реальную точку роста новой экономики региона.