Дело о мусорном коллапсе
Первого вице-мэра Челябинска заподозрили в лоббировании интересов регоператора ТКО
Прокуратура требует возбудить уголовное дело о превышении полномочий в отношении вице-мэра Челябинска Юрия Параничева, курирующего вопросы обращения с коммунальными отходами. По мнению надзорного органа, чиновник заставил МУП «Горэкоцентр» заключить контракт с магнитогорской компанией Центр коммунального сервиса, а когда подрядчик не справился с объемами мусора, инициировал введение в городе режима ЧС. Челябинский вице-мэр все обвинения отрицает, полагая, что угроза уголовным делом — силовой прием устрашения. Пока в городе не утихает «борьба кланов» за мусорный рынок, горожанам грозит новый коллапс, предупреждают эксперты.
Челябинская прокуратура направила в Следственный комитет материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении первого заместителя главы администрации города Юрия Параничева. Факты превышения должностных полномочий чиновником вскрылись в ходе проверки соблюдения федерального законодательства по сбору и вывозу отходов, сообщает надзорное ведомство Челябинской области. Мероприятия проводились по поручению главы регионального ведомства Виталия Лопина, который потребовал разобраться в причинах мусорного коллапса, случившегося в областном центре в середине сентября. В ходе проверки установлено, что первый вице-мэр, «не приняв каких-либо действенных мер по поиску иных подрядных организаций по сбору и вывозу отходов», «с явным превышением своих полномочий» потребовал от действовавшего на тот момент директора МУП «Горэкоцентр» Игоря Галичина заключить договоры с магнитогорской компанией ООО «Центр коммунального сервиса» — будущим регоператором по обращению с отходами в челябинском кластере (ЦКС, приступит к работе 1 января 2019 года).
Проверка показала, что ЦКС, заключив договор с «Горэкоцентром», не в полном объеме исполнял взятые на себя обязательства, при этом вице-мэр «располагал достоверными данными о недостаточности специальной техники, отсутствии нужного количества трудовых, финансовых ресурсов этой организации по выполнению необходимого объема работ», отмечают в прокуратуре. В результате из-за скопившегося во дворах мусора 24 сентября в Челябинске был объявлен режим ЧС. По мнению прокуратуры, чрезвычайное положение также «незаконно инициировал» первый замглавы администрации. Результаты прокурорской проверки переданы в СК для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Юрий Параничев не признает нарушений закона. В разговоре с “Ъ-Южный Урал” чиновник пояснил, что решение о введении режима ЧС было принято на заседании городской комиссией по чрезвычайным ситуациям, в которую входят, в том числе, представители прокуратуры.
«Во-первых, режим ЧС, при том что он был вынужденной мерой, объявляет не первый замглавы, а мэр. Во-вторых, любой договор с муниципальным предприятием согласовывает учредитель — комитет по управлению имуществом администрации, который не находится в моем подчинении. В-третьих, я никого не заставлял заключать договор с ЦКС, а дважды на совещании спросил у Игоря Галичина, есть ли какие-то предложения касательно кандидатур, которые на тех же условиях согласны зайти как подрядчики. Он ответил, что нет, и я предложил рассмотреть единственный имеющийся вариант»,— рассказал господин Параничев. Вице-мэр добавил, что «никакого принуждения и лоббирования интересов ЦКС быть не могло». При этом, если бы договор с магнитогорской компанией не был заключен, Челябинск, по мнению чиновника, не отделался бы только «мусорным коллапсом», произошла бы «катастрофа». Требование о возбуждении уголовного дела господин Параничев расценивает как некий прием устрашения. «Может быть, я могу дать какую-то дополнительную информацию или еще что-то»,— говорит вице-мэр.
Отметим, прокуратура требует привлечь к уголовной ответственности еще и транспортировщиков отходов, отказавшихся вывозить мусор после закрытия городской свалки 11 сентября. По мнению надзорного органа, компании похитили у горожан свыше 1 млн руб., поступивших в счет оплаты жилищных услуг, которые по факту не оказывались. Материалы проверки переданы в УМВД города для возбуждения уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
Параллельно с мусорными проверками прокуратуры Челябинское УФАС изучает жалобы на аукцион, объявленный ЦКС, по выбору транспортировщиков отходов в региональном центре. Начальная стоимость контракта — 526 млн руб. По итогам заседания 25 октября рассмотрение обращений перевозчиков и активистов «Общероссийского народного фронта» отложено до 1 ноября. До вынесения решения регоператору запрещено подписывать контракт с победителем торгов, однако прием заявок на конкурс продолжается.
«Передел мусорного рынка в Челябинске уже перерастает в борьбу кланов. При этом крайними оказываются потребители услуг. Во-первых, налицо сумасшедшее перерасходование бюджетных средств, выделенных на нужды полигонов и вывоз накопившегося мусора. Во-вторых, мы вновь обрастаем мусором из-за необдуманных решений чиновников»,— отмечает челябинский экоактивист Дмитрий Закарлюкин. Эксперт добавляет, что участники мусорного рынка забывают главное правило — «Не навреди!» и готовы жертвовать санитарным благополучием города в угоду интересам определенных групп лиц.