Обязательство вдохновлять
Юрий Яроцкий о Hublot Design Prize
В уютном и достаточно старомодном мире часовщиков марка Hublot смотрится особенным образом. Конечно, веяния времени не обходят никого — всем приходится так или иначе реагировать на все новые и новые требования, которые предъявляет стремительно меняющийся мир. Но кто-то делает это с максимально допустимым с точки зрения бизнеса консерватизмом, а молодая, насчитывающая смешные по часовым меркам тридцать пять лет с момента основания компания Hublot ведет себя максимально молодо, задорно, иногда провокативно. В общем, чуть ли не максимально нагло среди всех своих коллег.
Хотя цены на часы Hublot далеки от демократичных, от рекламы марки спрятаться невозможно — к примеру, логотип компании этим летом видели миллиарды людей, ведь марка была официальным таймкипером чемпионата мира по футболу в России, и на всех табло и досках рефери был именно ее логотип, а легендарные часы Big Bang украшали запястья всех арбитров. Среди посланников бренда Hublot — молодые, энергичные и успешные спортсмены, музыканты, от пианиста Лан Лана до легкоатлета Усейна Болта, а также вневременной легендарный Пеле. Именно Hublot в прошлом году взорвала солидную тишину часового салона в Базеле концертом группы Depeche Mode, тоже принадлежащей к числу друзей и партнеров марки.
Тем более удивительно, что в стройной, успешной и логичной стратегии бренда есть на первый взгляд странное исключение — дорогая и при этом довольно камерная премия Hublot Design Prize, которая присуждается с 2015 года.
Ее концепция сама по себе строга, изящна и проста. Компания выбирает жюри, компетентность которого в принципе не может вызвать сомнений; в этом году его главой был Пьер Келлер, экс-президент Школы дизайна Лозанны и Центра современного искусства Женевы, обладатель французского ордена Академических пальм. Не будучи ограниченным какими-либо рамками, оно формирует небольшой список тех, кого считает достойным претендовать на премию. А затем по итогам представленных на экспозиции работ выбирает лучшего, которому немедленно вручается чек на 100 тыс. швейцарских франков.
Резонный вопрос директору по маркетингу Hublot, а также члену жюри Пьеру Тардивелю — зачем компании, которая славится довольно агрессивным маркетингом, оплачивать такой на первый взгляд бесполезный с точки зрения бизнеса проект?
Нет, компания не выделяет средства в расчете на то, что обладатели премии внесут личный вклад в развитие уже прославленных или же новых линеек часов Hublot, говорит господин Тардивель. Но, продолжает он, нам очень важно мотивировать молодых дизайнеров и тратить на их поддержку не такие уж маленькие деньги, получив которые, обладатели приза могут полностью сосредоточиться на своем творчестве, на какое-то время перестав думать о том, как обеспечить необходимые для него условия. И, конечно же, было бы лицемерием говорить о том, что резонанс от этой премии для нас не важен — еще как важен, но он имеет смысл лишь в тесной связке с успехом наших победителей. "Мы обязаны вдохновлять, ободрять, поддерживать и продвигать таланты, в этом в числе прочего наша миссия",— добавляет гендиректор Hublot Рикардо Гвадалупе.
География церемоний вручения Hublot Design Prize за годы существования премии была максимально широка — от Токио и Майами до штаб-квартиры Hublot в швейцарском Ньоне. В этом году был выбран Базель, а именно — впервые организованная выставка автомобилей Grand Basel, с невероятным вкусом подобранная огромная экспозиция лучших с точки зрения дизайна когда-либо сделанных машин, занявшая почти все пространство легендарной Messe Basel.
Претендентами на премию 2018 года стали шестеро дизайнеров, опытных и не очень, уверенных в себе и застенчивых, работающих в самых разных стилях. То, что их объединяло,— не желание создать конкретные, претендующие на успех объекты, но поиск пути, по которому дизайн в целом может развиваться в будущем. А также фьюжен — важнейшее для Hublot понятие, заложенное абсолютно во все, что делает эта марка.
В день вручения премии члены жюри выглядели крайне изможденными — было видно, что к выбору победителей они подошли совсем не формально. И выбор в этом дополнительно убедил: обладателями приза и чеков на 50 тыс. швейцарских франков стали два номинанта. Это существующая почти десять лет амстердамская студия Formafantasma — изобретатели малых и крайне изящных форм настольных предметов,— а также совсем юный уроженец Техаса Дозье Кану, ныне проживающий в Лиссабоне, где он осваивает местный мрамор, один из своих любимых материалов. "Я просто буду работать дальше, эти деньги мне помогут спокойно творить",— говорит он, тем самым на сто процентов подтверждая правоту философии Hublot Design Prize.