Московская шаурма не прошла проверку качества

Какие нарушения выявил Роспотребнадзор

Наценка до 300%, а отравиться — все равно что сыграть в «русскую рулетку». Роспотребнадзор провел рейд по точкам продажи шаурмы в Москве. Проверили более 250-ти объектов. И практически в каждом были выявлены нарушения. От антисанитарных условий в помещениях до просроченных продуктов. На чем зарабатывают продавцы шаурмы? И не лучше ли ее запретить, если к этому бизнесу так много претензий? Выяснял Николай Долгополов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Шаурма — восточное блюдо, но широко распространено в Москве и пользуется большой популярностью у любителей фастфуда — она сытная, недорогая и доступная. В отличие от гамбургера — это натуральное мясо, обжаренное на открытом огне, овощи и хлеб в почти средиземноморских пропорциях. Так что при наличии качественных продуктов испортить шаурму сложно, если только не делать это умышленно. К примеру, не так давно москвич Микаэл Саакянц, большой любитель шаурмы, обнаружил в начинке совсем не то, что заказывал. «Она была полностью упакована, дважды запечатана дважды, бумагой, то есть все было нормально. Соответственно, я ее начал есть и почувствовал на кончике языка что-то острое, и увидел лезвие, достал оттуда это лезвие — это нож без рукоятки», — рассказал Саакянц.

Случай имел большой резонанс, вследствие чего Роспотребнадзор, вероятно, и провел масштабную проверку точек YouTube-канала «Покошеварим» Виталий исследовал качество шаурмы и советует перед покупкой лично убедиться, что персонал соблюдает санитарные нормы. Он также проанализировал ценообразование — от палатки в спальном районе до ресторанов в центре — и пришел к выводу, что бизнес держится на оборотах и огромных наценках:

«Стабильная цена — 120 руб., во всех палатках.

Я думаю, что каждый человек, который живет в нашей стране, точно знает эту цену. Ну а рестораны — 400-500, и это нормальная цена. Полагаю, что 200-300% они точно имеют с продажи одного божественного рулетика. Чтобы определить качество, нужно посмотреть, где вы покупаете. То есть все должно быть аккуратно, человек должен работать в перчатках, незаветренные соусы — и все, тогда можно и за 120 взять. Конечно, если выбирать, то лучше выбирать аккуратные места не в подворотнях».

Противостояние между Роспотребнадзором и продавцами шаурмы идет не первый день. Начиная с 2006 года, тогда еще главный санитарный врач Геннадий Онищенко неоднократно предлагал запретить шаурму, приравнивал ее к «русской рулетке» и поддерживал жесткие меры столичного правительства, которое на своем сайте принимало жалобы москвичей на недобросовестных производителей. Несмотря на большое количество нареканий, качество, тем не менее, меняется в лучшую сторону, считает председатель совета директоров компании Stardogs Сергей Рак. По его мнению, бизнесу необходима поддержка, поскольку открыть свое дело в этой сфере недешево, а доходы напрямую зависят только от продаж.

Роспотребнадзор обнаружил нарушения во всех проверенных точках продажи шаурмы

Смотреть

«Самые большие затраты на аренду торгового места. Например, в начале Арбата точка с площадью 6-10 метров, в которой можно легко разместить шаурму, начинается от 250 тыс. руб. за объект в месяц. Само оборудование и оформление точки обойдется в 500 тыс. Заработок зависит от того, какие продажи. Потому что тот же самый Арбат может быть не самым лучшим с точки зрения продаж, потому что высоченная конкуренция. А вот точка возле метро, например, на востоке или на юге Москвы по продажам в разы выше, потому что есть целевая аудитория. Если у вас 500 чеков, допустим, и если каждый чек— 100% наценка, то 50 тыс. руб. может быть доходность этой точки», — рассказал Рак.

Получается полтора миллиона рублей в месяц — это в среднем при хорошем трафике в стандартной точке продаж у метро. Правда, из этой суммы надо еще вычесть налоги, аренду и зарплату персоналу. Минус закупка продуктов, охрана и коммунальные платежи. Сами предприниматели считают, что дешевле привести объект в соответствие с требованиями Роспотребнадзора, чем ежемесячно платить штрафы и рисковать потерей дохода. Однако, проверки шаурмы, по их мнению, должны выливаться в обоснованные предложения для бизнеса, а не приводить к его закрытию.

В ходе проверки московских производителей шаурмы Роспотребнадзор приостановил деятельность 100 точек продаж. Как показывает практика, многие предприятия после таких санкций могут уже не возобновить работу.

Вся лента