«Не нужно во всем винить почтальона»

Сергей Лавров подвел итоги визита в Москву Джона Болтона

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон завершил турне, в ходе которого посетил Россию и страны Закавказья. В ходе первой остановки — в Москве 22 и 23 октября — ключевой темой переговоров стал анонсированный выход США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). В воскресенье глава МИД РФ Сергей Лавров пояснил: Москва исходит из того, что это решение американцами уже «принято и выполнятся». При этом министр, лично знакомый с Джоном Болтоном с конца 1990-х годов, призвал «не винить во всем почтальона». Также, комментируя грядущую парижскую встречу президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа, он предупредил об опасности повторения хельсинкского сценария, когда вскоре после саммита «принципиальное согласие» президента Трампа по ряду важных вопросов было «дезавуировано вашингтонской администрацией».

Фото: Maxim Shemetov, Reuters

Об итогах визита Джона Болтона в Россию Сергей Лавров рассказал в интервью журналисту Владимиру Соловьеву для программы «Москва. Кремль. Путин». Вначале российский министр отметил, что господин Болтон «наиболее частый гость» в РФ среди высокопоставленных американских чиновников. Напомним, что в июле советник президента Трампа встречался в Москве с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Юрием Аверьяновым. Кроме того, 23 августа в Женеве состоялась встреча с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым. Отвечая на вопрос журналиста «Джон Болтон отдувается за всех?», Сергей Лавров сказал: «Не знаю, какая там у них внутренняя ситуация. Наверняка что-то за этим стоит. Может быть, у них "разделение труда" или есть договоренность, что госсекретарь США Майкл Помпео брошен на КНДР прежде всего, готовить очередной саммит». «А больше внешней политикой никто особо не занимается»,— добавил министр.

Одной из ключевых тем на переговорах, состоявшихся 22–23 октября, стало намерение администрации президента США выйти из договора о РСМД. В интервью “Ъ” Джон Болтон рассказал, что приехал в Москву, чтобы «объяснить ход мыслей президента и то, какими могут быть следующие шаги». Он заверил: Россия «вовлечена в производство и развертывание ракет, которые не соответствуют условиям соглашения» и при этом не признает свою вину. «Нельзя вернуть к выполнению договоренностей кого-то, кто не считает, что что-то нарушает»,— резюмировал тогда господин Болтон.

Владимир Соловьев вспомнил, что в 2001 году господин Болтон в ходе визита в Москву тоже «принес дурную новость — сообщил, что американцы выходят из Договора об ограничении систем ПРО». «Это не означает, что нужно во всем винить почтальона. Это было решение американского руководства»,— заступился за гостя Сергей Лавров, после чего дал понять, что, хотя выход из договора о РСМД «пока еще официально не заявлен», «это решение принято и будет формализовано очень скоро либо через месяц-полтора». Перспективу спасения документа путем присоединения к нему Китая, Индии, Пакистана, Ирана и других стран российский министр, как и Джон Болтон в интервью “Ъ”, счел нереалистичной.

При этом под угрозой, добавил глава МИД РФ, сейчас находится вся система международной безопасности. «Если нынешний настрой американской администрации, во-первых, на выход из договора о РСДМ, во-вторых, относительно того, стоит ли продлевать Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), который истекает в 2021 году, материализуется, то не останется никаких правовых рамок для сдерживания гонки вооружений»,— сказал он. Сергей Лавров оговорился, что повторять ошибки прошлого Москва не намерена. «Мы никогда не будем делать это (участвовать в гонке вооружений.— “Ъ”) настолько затратными методами, что будет означать опять повторение примера, когда СССР втянулся по полной программе и сильно надорвал свои экономические и финансовые возможности»,— сказал он.

Что нужно знать о договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Смотреть

В ходе интервью Сергей Лавров неоднократно давал понять, что Москва настроена на конструктивное взаимодействие с администрацией Дональда Трампа. «Говорить нужно с любым человеком, который занимает соответствующую должность, пользуется доверием своего руководителя и проводит его линию»,— отвечал он на реплику Владимира Соловьева о жестких взглядах советника американского президента. «Возвращаясь к проблеме стратегической стабильности, на встрече в Кремле говорилось о том, что диалог по всем ее аспектам был признан нами и американской стороной очень актуальным»,— продолжал министр. «Со всеми, в том числе с США, мы хотим иметь нормальные деловые взаимоуважительные отношения»,— убеждал он (правда, оговариваясь при этом, что Россия «не напрашивается в друзья»).

Дальнейшему продвижению непростого диалога призвана способствовать запланированная на 11 ноября встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Париже, о которой объявил по итогам московских переговоров Джон Болтон. «Это будет короткая встреча. Мы называем это встречей на полях празднования Францией перемирия в Первой мировой войне»,— пояснил он в пятницу, будучи в Грузии.

Кроме того, господин Болтон рассказал, что Владимиру Путину было передано приглашение посетить с визитом Вашингтон.

Никаких подробностей, когда может состояться эта поездка, пока не сообщается.

Между тем после предыдущих встреч президентов РФ и США серьезного улучшения отношений не происходило. На это обратил внимание и Сергей Лавров: «Хотелось бы, чтобы не повторилась история после Гамбурга и Хельсинки, когда принципиальное согласие по целому ряду важных вопросов, причем не о том, что уже есть какая-то договоренность по существу, а просто по возобновлению каналов рассмотрения проблем, потом дезавуировалось вашингтонской администрацией вопреки тому, что Дональд Трамп поддержал такие подходы. Посмотрим, как будет на этот раз».

Среди насущных тем для обсуждения глава МИД РФ назвал, в частности, «возвращение комфортабельных условий для работы дипломатов» и решение визовых вопросов. «Сейчас в Москве и Екатеринбурге ожидание собеседования (для получения американской визы.— “Ъ”) — до 300 дней, во Владивостоке — 50 дней, что тоже зашкаливает. Наши американские коллеги ссылаются на то, что они были вынуждены выслать всех консульских работников. Мы от них этого не требовали и поинтересовались: значит, остались только те, кто пытается вмешиваться в наши внутренние дела? Потому что американские дипломаты не раз были замечены на публичных мероприятиях оппозиции, включая внесистемную, с лозунгами смены режима и так далее»,— возмутился Сергей Лавров, после чего вдогонку предъявил Вашингтону обвинение во вмешательстве во внутренние дела Македонии. Напомним, что США давно предъявляют аналогичные претензии Москве, обвиняя ее во вмешательстве в электоральные процессы в США, Великобритании, Испании, на Балканах.

Подводя итог беседе, Сергей Лавров заверил, что нынешняя политика Белого дома не особо сказывается на отношении рядовых американцев к россиянам.

«Сейчас, по-моему, в американском обществе нет запроса на русофобию. Этот запрос очень агрессивно навязывается в том числе путем измышлений, лживых обвинений, фейковых новостей про Россию. Но все больше приходит осознание того, что это абсолютно искусственно подогреваемый напор и что с Россией лучше просто по-честному равноправно договариваться»,— заявил господин Лавров. И вновь — видимо, для закрепления материала — повторил свои слова о том, что «дружить необязательно, мы в друзья не набиваемся».

Павел Тарасенко

Вся лента