Для «Яндекса» нашли новую инстанцию
Правообладатели пожаловались в Верховный суд
Пока правообладатели рынка кино и ТВ договариваются с «Яндексом» о подписании антипиратского меморандума, книгоиздательства не оставляют попыток чистить поисковую выдачу через суд. Представляющая интересы «Эксмо» Ассоциация по защите авторских прав (АЗАПИ) подала жалобу по иску в отношении поисковика в Верховный суд. В ней АЗАПИ пытается доказать, что выдача «Яндексом» ссылок на пиратские сайты нарушает закон, хотя предыдущие инстанции с этой позицией не согласились.
АЗАПИ от лица «Эксмо» 9 октября подала в Верховный суд (ВС) жалобу по делу в отношении «Яндекса», рассказали “Ъ” в ассоциации. ВС пока не принял решения о ее рассмотрении. В обращении АЗАПИ просит пересмотреть решения предыдущих инстанций по иску о выдаче в поиске «Яндекса» ссылок на пиратские сайты. В первую инстанцию ассоциация обратилась в январе 2018 года: тогда АЗАПИ потребовала заблокировать сайт Read24.ru, на котором размещалась нелегальная копия книги Кира Булычева. Заодно АЗАПИ попросила суд, чтобы тот обязал «Яндекс» прекратить выдачу ссылок на сайт.
70 миллиардов рублей
составили потери правообладателей из-за пиратства в 2017 году, по оценке Rambler Group
Первая инстанция удовлетворила иск в части принятия предварительных обеспечительных мер по отношению к Read24.ru, но отказала в претензиях к «Яндексу». По мнению суда, размещение ссылок в поисковике не означало нарушения прав самим «Яндексом». Суд первой инстанции поддержали апелляция и президиум Мосгорсуда. В АЗАПИ настаивают, что пользователи могут получить доступ к книге как заходя непосредственно на сайт, так и делая запрос в поисковых системах, поэтому «Яндекс» нарушает закон в той же степени, что и пираты.
В пресс-службе «Яндекса» указывают, что позиция поисковика в отношении претензий «Эксмо» остается неизменной: законных оснований для предъявляемых требований нет, «что подтверждено судебными актами в нескольких судебных инстанциях».
Удаление ссылок на пиратский контент активно обсуждается правообладателями, среди которых «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения, и поисковиками, включая «Яндекс», Mail.ru Group и Google. Как ранее сообщал “Ъ”, стороны готовят антипиратский меморандум, который обяжет удалять ссылки на пиратский контент во внесудебном порядке. В дальнейшем может быть принят и законопроект на эту тему.
Суды пока не признают ссылки из поисковых систем информацией, необходимой для получения пиратского контента, констатирует юрист «Амулекса» Ольга Сухова. Предпосылок к тому, чтобы ВС пересмотрел позицию, она не видит. Руководитель юридического отдела WebKontrol Алена Кузьмина также сомневается, что ВС отменит решение предыдущих инстанций. Оба юриста напоминают об иске от входящих в «Газпром-медиа» телеканалов к «Яндексу»: летом структуры холдинга потребовали от поисковика удалить ссылки на пиратские копии сериалов. Суд должен решить, смотрит ли пользователь контент непосредственно в «Яндекс.Видео», поскольку новая ссылка при выборе в поисковой выдаче конкретного сериала не формируется. Таким образом, истцы должны доказать, что на сайте «Яндекса» размещен не только результат поиска по запросу, но и сам объект исключительного права.
В магазине электронных книг «ЛитРес» отмечают, что, несмотря на то что доли «Яндекса» и Google на рынке поиска распределяются как 44% и 53% соответственно (остальные 3% приходятся на прочие поисковики), в основном в легальный магазин приходят именно пользователи Google. На это влияет в том числе более высокий уровень пиратства в «Яндексе», уверены в «ЛитРесе», указывая, что в общем объеме его поисковой выдачи по книгам 70% приходится на пиратские ссылки. Больший объем пиратских ссылок помогает поисковику увеличить аудиторию и, соответственно, продавать больше рекламы и других продуктов, считают в «ЛитРесе».