Новый формат рабочего места

Перспективы

Проникновение интернета в повседневную жизнь за последние десять лет радикально изменило офисный ландшафт в российских компаниях. Все большее число сотрудников работает если и не удаленно, то комбинированно: часть рабочего времени проходит в офисе, часть — за его пределами. Аналитики полагают, что полностью бизнес-центры со временем не отомрут, но точно — будут переформатированы.

По некоторым прогнозам, через десять лет, в зависимости от сферы бизнеса, вне офиса будет работать от 20 до 30% персонала

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Олег Привалов

Все больше людей предпочитает работать удаленно или по гибкому графику, приезжая в офис только на совещания или встречи с клиентами. Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", подсчитала, что еще пять лет назад это было 3-7% от общего количества сотрудников, сейчас работают удаленно 10-12%, через пять-семь лет, уверена эксперт, эта цифра увеличится до 15-17%, а через десять лет, в зависимости от сферы бизнеса, вне офиса будут работать от 20 до 30% персонала. "Привычка "ходить на работу" постепенно будет заменяться на "заниматься рабочими вопросами", и для этого совершенно не обязательно быть в офисе 8-10 часов в день. В связи с этим офисное пространство тоже меняется: из места, где "надо быть", оно становится пространством для "комфортной работы" — светлым, чистым, удобным, с зонами для переговоров, совместной работы, местами для уединенного творчества, сосредоточенной аналитической работы и телефонными будками для "говорунов"",— рассуждает госпожа Сторожева.

Евгений Богданов, основатель проектного бюро Rumpu, при этом полагает, что в части изменений на офисном рынке Россия несколько отстает от западных стран. "Коворкинговые пространства в крупных городах России начинают занимать свою долю рынка, но процесс идет медленно, эта сфера очень консервативна. Интернет принес на рынок труда не так уж много изменений. Что до его появления у нас в стране все работали в офисах и считали на счетах, что после появления интернета все продолжили работать в офисах. Только от счетов отказались. Да и то, по ощущениям, не везде. В некоторых структурах, на мой взгляд, с приходом новых технологий ничего не поменялось",— полон сарказма эксперт.

Горизонт десятилетия

Если же говорить про перспективные форматы офисов, то, по мнению господина Богданова, развитие коворкингов в России — это отдаленная перспектива с горизонтом более десяти лет. А вот офисы open space, выполненные в smart-формате, становятся очень интересным трендом. "Яркий пример — офис компании NCC в Хельсинки. Это open space, которым уже никого не удивишь. Но они добавили к этому формату еще один: отказались от закрепления за сотрудниками конкретных рабочих мест. Люди занимают те столы, которые свободны на данный момент, либо работают в кафе, на диване — кому где удобно. За счет этого удалось сэкономить 30% офисных площадей. Это колоссальный показатель, особенно если мы говорим про высококачественный офис в центре города. Благодаря этому в рамках средней компании можно сократить расходы на аренду на миллионы рублей в месяц. Скандинавы правильно посчитали, что 30% сотрудников не находится на своих местах ежедневно. Кто-то проводит время в переговорных комнатах, кто-то — в командировках, кто-то — в разъездах по городу. Благодаря этому, сократив офисную площадь, компания и ее сотрудники не ощутили никакого дискомфорта. При этом они занимают офис площадью на треть меньше, чем если бы использовали стандартные схемы расчета площади, исходя из посадочных мест. На мой взгляд, это очень интересная идея, хотя она подходит и не всем компаниям",— рассказал господин Богданов.

Впрочем, не все эксперты полагают, что тренд на рост доли удаленных сотрудников будет сохраняться еще долгие годы. Александр Егоров, управляющий партнер Alytics, говорит: "Нельзя сказать, что офисы компаний когда-нибудь опустеют полностью: все-таки есть профессии, где сложно представить себе эффективную работу вне офиса. Со стороны компаний лояльность к удаленной работе — вынужденная мера, связанная с кадровым голодом в России, который, в том числе, является последствием демографической ямы девяностых и начала нулевых годов. Вполне возможно, что со временем ситуация на рынке изменится и темпы роста доли удаленных сотрудников снизятся".

Есть предел

Константин Горшков, директор по стратегическому развитию компании Hendel, полагает, что несмотря на то, что количество сотрудников, работающих удаленно, с каждым годом увеличивается, их рыночная доля вряд ли превысит 40-50% при самом благоприятном сценарии развития рынка труда. "Удаленный формат работы подходит для профессий с четкими KPI и стабильными повторяющимися задачами — операторов колл-центра, программистов. Но чтобы поддерживать личную вовлеченность и высокий уровень энтузиазма сотрудников, нужен дополнительный мотиватор в виде руководителя и офисные условия для реализации его лидерских функций. Удаленно это сделать сложно. Кроме того, важен социальный аспект офисной работы: сотрудники общаются между собой, побуждая друг друга развиваться, сравнивают результаты, конкурируют. Офис создает благоприятную среду для профессионального и личностного роста людей. Это ценно и для самих сотрудников, и для развития компании. Интернет-сервисы помогают сделать эти процессы еще более результативными, но вряд ли они приведут к качественному изменению формата с офисного на удаленный",— говорит господин Горшков.

Катерина Гаврилова, генеральный директор IT-рекрутингового агентства Digital HR, вообще считает, что ажиотаж от удаленной работы спадает и у работодателей, и у соискателей. "И это нормально. Когда доля удаленных сотрудников на рынке труда не более 2%, странно прогнозировать скорое закрытие офисов, повсеместный life & work balance и растущую эффективность удаленных команд. Конечно, с уменьшением количества людей в офисе снижается количество издержек, но при плохо выстроенных коммуникациях и, как следствие, незавершенных проектов, издержки могут возрасти. От чего это зависит? Во-первых, не каждому специалисту подойдет удаленный формат работы. Это распространено там, где есть четкий KPI или система трекинга Традиционно большой процент удаленных сотрудников в сферах IT, digital и медиа",— перечисляет она. Часто работодатели боятся, что удаленный сотрудник расслабится, начнет заниматься домашними делами и не будет выполнять задачи. Но, признает госпожа Гаврилова, сейчас растет популярность комбинированной работы: классическая офисная занятость с удаленным форматом работы. "Есть вакансии, которые предусматривают два-три рабочих дня в офисе, а другую часть недели — по своему усмотрению. Есть home office, когда основную часть задач вы решаете из дома, кафе, любого другого места, а в офис приезжаете по надобности (на совещание, к примеру). Специалисты, которые выходят из декретного отпуска, могут начинать свое возвращение в деловую колею тоже с удаленного формата и меньшего пула задач, чем ранее. Ну и, конечно, удаленная работа может быть в качестве поощрения. Офисное пространство ближайших десяти лет — это нефиксированные рабочие места, домашняя атмосфера и обустройство пространства, когда представители разных отделов могут пересекаться. Поэтому я не думаю, что метраж площадей офисов будет категорически уменьшаться — он может уменьшиться, но незначительно. Офис будущего — это что-то среднее между open space и домом",— прогнозирует госпожа Гаврилова.

Место для коммуникации

Георгий Соловьев, генеральный директор онлайн-школы английского языка Skyeng, рассказывает: "Я считаю, что офис дисциплинирует, позволяет людям больше коммуницировать, заражать друг друга энергией и новыми идеями. В нашем случае топ- и мидл-менеджмент работает из офиса, а большое количество массового персонала (отдел продаж, колл-центр, преподаватели) трудится удаленно".

При этом эксперт полагает, что лет через десять в классических бизнес-индустриях произойдет больше замен роботами (повара, такси, парикмахеры). "В остальных сферах, кажется, компании станут более международными, а потому в них будут работать, в том числе и дистанционно, люди из разных стран. При этом мне кажется, что офлайн будет всегда, и вряд ли между офлайном и онлайном возникнет серьезная конкуренция. Офисы точно не исчезнут. Однако в определенных сферах будущее однозначно за удаленной работой: к примеру, уже сегодня преподаватель из региона может вести занятия на онлайн-платформе в любое удобное ему время, не тратя время на дорогу до офиса или ученика, получая при этом столичную зарплату. Человек сам планирует свой график и количество рабочих часов, он не ограничен графиком работы конкретного работодателя или своим местоположением (сегодня работает из дома, завтра с дачи, послезавтра с моря). И с каждым днем все больше сотрудников, попробовав удаленную работу и оценив ее преимущества, выбирают для себя именно этот вид занятости",— говорит господин Соловьев.

Вся лента