Бразилия выбрала своего Дональда Трампа
Президентом страны стал правый политик Жаир Болсонару
Президентом Бразилии стал праворадикальный политик, бывший военный Жаир Болсонару: в результате второго тура выборов 28 октября он набрал 55% голосов. Избирателей не отпугнули многочисленные предостережения о том, что они выбирают «гомофоба», «сексиста», «расиста» и даже «фашиста». Проголосовавшие верят: новый президент сможет избавить страну от коррупции и победить преступность. Новый бразильский лидер обещает оправдать ожидания и провести масштабные реформы. Во внешней политике он также планирует сменить ориентиры: перестать «заигрывать» с левыми режимами, не дать Китаю «скупить» Бразилию, а также сблизиться с США, Израилем, европейскими странами и Японией.
Борьба с «фашистской угрозой»
Победу Жаира Болсонару на выборах его сторонники отмечали до поздней ночи 28 октября. По всей стране гремели фейерверки, а сам президент после оглашения результатов выборов трижды выходил к избирателям со словами благодарности и призывом «стремиться к примирению» и объединяться.
Накануне второго тура выборов президента Бразилии поверить в такой исход событий было сложно несмотря на то, что прогнозы отдавали победу именно Жаиру Болсонару. Могло показаться: против прихода к власти правого кандидата, выигравшего первый тур с результатом 46%, выступает едва ли не весь мир. Многие европейские, латиноамериканские и американские СМИ охватила паника, которую лучше всего характеризуют заголовки посвященных политику статей и колонок: «Страна с лицензией на ненависть» (El Pais, Испания), «Призрак "антипрогрессизма" бродит по Латинской Америке» (Rebelion, Испания), «Фашист? Популист? Как называть Жаира Болсонару?» (El Universal, Венесуэла), «Как бразильский Болсонару угрожает планете» (The Washington Post, США), «Бразилия готовится выбрать лицемера» (The New York Times, США).
Газета El Pais при этом писала, что Жаир Болсонару относится к политике как к «полю битвы», где необходимо уничтожить всех несогласных своим «крестовым походом за веру, порядок и военную дисциплину».
Политические оппоненты Жаира Болсонару также рисовали бразильцам картины устрашающего будущего в случае победы правого кандидата. «Мы подошли к финалу гонки с угрозой для страны, демократии и людей, которые страдают больше всего»,— писал из тюрьмы основатель Партии трудящихся Луис Инасиу Лула да Силва, который изначально должен был стать соперником господина Болсонару. Приход правого политика к власти он назвал «фашистской угрозой».
Петицию «против фашизма в Бразилии» на сайте Change.org подписали больше 33 тыс. человек. Среди них — бывшие президенты Франции и Аргентины Франсуа Олланд и Кристина Киршнер, сенатор США Берни Сандерс, правозащитница Анджела Дэвис, публицист и философ Ноам Хомский.
За несколько дней до второго тура выборов федеральная прокуратура Бразилии начала два расследования в отношении экономического советника Жаира Болсонару Паулу Гедеса. Его подозревают в мошенничестве при управлении фондами государственных компаний и рискованных финансовых сделках.
Однако ни предостережения политиков, общественных деятелей и СМИ, ни уголовные дела в отношении приближенного Жаира Болсонару не отговорили сторонников правого кандидата голосовать за него. Он выиграл выборы с результатом 55% и оставил позади кандидата от Партии трудящихся Фернанду Хаддада, набравшего 44,8%. 63-летний политик, мечтавший о посте президента с детства, наконец добился своей цели.
Детские мечты об армии и посте президента
Жаир Болсонару начал мечтать о карьере военного, а затем и президента, когда ему было около 15-ти лет. В 1970 году бразильские власти раскрыли местонахождение Карлуса Ламарки — организатора партизанского движения Революционный Народный Авангард и лидера вооруженного сопротивления военной диктатуре в Бразилии. Тренировочный лагерь его движения находился в небольшом муниципалитете Элдораду с населением около 15 тыс. человек. Там же в 1970 году жил школьник Жаир.
Поиски партизана сопровождались погоней, стрельбой и смертью полицейского. Эти события впечатлили мальчика и стали для него определяющими в выборе карьеры, рассказала в интервью испанской газете El Pais одноклассница будущего президента Донья Нарсиса.
«Он не переставая говорил нам и всем остальным, что уедет из Элдораду, чтобы служить в армии»,— вспоминает она. Чтобы заработать на учебу, мальчик начал ловить рыбу и продавать ее, а все остальное время занимался. «Все шли на танцы в клуб, а мы оставались зубрить,— вспоминает в разговоре с El Pais школьный друг Жаира Болсонару Жилмар Алвес.— Он звал меня с собой в армию, потому что президентами в то время становились исключительно военные, а он собирался стать президентом». Как выяснилось позже, бразильский школьник добился обеих целей: в 1977 году он окончил Военную академию Агульяс-Неграс, служил в артиллерии и десантных войсках, а в 2018 году выиграл выборы президента Бразилии.
Военный политик
Впервые будущий президент Болсонару мог ощутить, что такое поддержка народа, в 1986 году. Тогда 31-летний военный опубликовал статью в журнале Veja, в которой пожаловался на низкие зарплаты военнослужащих, из-за которых многие курсанты бросали училища. За публикацию его арестовали на 15 суток, а 150 военных и их жен со всей страны направили ему телеграммы со словами поддержки и благодарности. Выйдя на свободу, он продолжил бороться за права военных, а в 1988 году впервые избрался в муниципальный парламент Рио-де-Жанейро.
Так началась политическая карьера капитана Болсонару. Уже в 1991 году он стал депутатом национального парламента, в который переизбирался на всех последующих выборах. Политологи характеризуют его как политика-индивидуалиста (в парламенте он побывал членом семи разных партий), чьи заявления не раз шли вразрез с мнением большинства.
Еще будучи депутатом, он выступал за смертную казнь, призывал ввести принудительные работы для осужденных, сделать свободным ношение оружия в целях безопасности, снизить минимальный возраст для уголовной ответственности, ввести контроль за рождаемостью, сократить площадь резерваций для коренных народов.
За время работы депутатом он выступил автором 190 законопроектов, более половины из которых связаны с военной отраслью и общественной безопасностью.
Бывший женатым трижды, с детьми от каждого брака, Жаир Болсонару проповедует традиционные семейные отношения, подчеркивает свою религиозность и заканчивает публичные выступления словами «Бог превыше всего».
Предвыборная программа
Предвыборные обещания Жаира Болсонару во многом повторяют инициативы, выдвинутые им в период работы депутатом. Однако помимо тезисов о свободном ношении оружия, смертной казни и уголовной ответственности у него есть и другие предложения.
Например, он планирует ужесточить наказания за коррупцию, обеспечить полицейским правовую базу для более свободного применения силы, открыть военные училища в крупных городах, где их еще нет, обещает не допустить усыновления детей однополыми парами, либерализацию законодательства о наркотиках, легализацию абортов и при этом снизить уровень насилия в отношении женщин.
Масштабные планы по внутриполитическим реформам: исключить возможность переизбрания президента и других представителей исполнительной власти, увеличить президентский срок с четырех до пяти лет, сократить число парламентариев с 513 до 400, вдвое уменьшить число министерств.
При этом, в случае проведения этих реформ, Жаир Болсонару обещает, что сам пробудет президентом четыре года, а переизбираться на второй срок не станет.
В экономической сфере президент предлагает уменьшить налоговую нагрузку для всех людей, а граждан с низкими и средними доходами, возможно, и вовсе освободить от налогов. Также он планирует запустить программу приватизации большинства государственных бразильских компаний, и при этом не допустить, чтобы они попали в руки китайских бизнесменов. К Китаю политик относится критически, поскольку представители этой страны, по мнению избранного президента, не просто ведут бизнес в Бразилии, а «скупают страну». В период с 2010 по 2016 годы, преимущественно во время правления Дилмы Руссефф, китайские инвестиции в Бразилию выросли на 37%. Пекин стал главным торговым партнером страны, обойдя даже Соединенные Штаты.
Жаир Болсонару настроен исправить эту ситуацию. Так, он обещает отдавать предпочтение двусторонним соглашениям, прекратить «восхваление диктатур» и «нападки на демократии», такие, как, например, США и Израиль. Именно в эти две страны политик собирается поехать в должности президента в первую очередь. Также он обещал, что, по примеру США, перенесет посольство Бразилии в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Палестину он при этом не признает как страну, хотя и «не имеет ничего против палестинского народа». Также он отмечает, что хочет сблизиться с Европой и Японией и прекратить «заигрывать» с левыми режимами.
Подобно Дональду Трампу, в своих предвыборных обещаниях Жаир Болсонару не раз говорил о намерениях существенно ограничить меры экологического и климатического регулирования в стране. В частности, закрыть министерство экологии, ослабить ряд экологических требований, в том числе, ограничений на некоторые виды экономической деятельности на территориях проживания коренных народов, открыть особо охраняемые природные территории для добычи полезных ископаемых, запретить работу в стране международных экологических НКО, и, по примеру Дональда Трампа, выйти из Парижского климатического соглашения.
Бразилия — 7-я страна в мире по объему выбросов парниковых газов (ее доля в глобальной эмиссии — 2,5%) , за треть которых ответственно сельское хозяйство. Роль Бразилии в мировой климатической повестке важна и из-за расположенных на ее территории тропических лесов, являющихся одним из крупнейших поглотителей СО2 в мире.
Страна ратифицировала Парижское климатическое соглашение еще в 2016 году, пообещав снизить эмиссии на 37% к 2025 году (и приложить усилия к дальнейшему снижению на 43% к 2030) от уровня 2005 года. С начала 2000-х выбросы парниковых газов в стране устойчиво снижались, прежде всего, из-за снижения площадей вырубок лесов и развития возобновляемой энергетики, однако в последние пять лет вновь начали расти, прежде всего, из-за неустойчивой лесной политики. Бразилия также стала одним из инициаторов и участников программы рамочной конвенции ООН по изменению климата REDD+, с помощью которой страны, на территории которых находятся значительные площади тропических лесов, получают финансирование от международных доноров и климатических фондов ООН для предотвращения вырубки лесов.
Тем не менее, буквально за несколько дней до выборов Жаир Болсонару все-таки подтвердил, что в случае его избрания страна «останется в Парижском соглашении», однако он потребует гарантий бразильского суверенитета и возможности независимого принятия решения по вопросам Амазонии и прочих территорий, на которых проживают коренные народы страны. Большая часть бразильских экспертов уверена, что ряд требований в области экологии и прав коренных народов будут все-таки отменены, а ряд «зеленых» программ — свернуты, так как за это выступают крупные землевладельцы, сельскохозяйственные и лесопромышленные концерны, поддержавшие компанию господина Болсонару. В результате, это может привести к дальнейшим потерям влажных тропических лесов, существенному ослаблению мировых усилий по сдерживанию климатических изменений, а также поставить под удар будущее климатической повестки в мире в целом. Примечательно, что проведение конференции ООН по климату в 2019 году уже запланировано в Бразилиа, столице страны.
Россию в своих выступлениях он не упоминал, однако ориентация на двусторонние отношения и нелюбовь к Китаю еще до победы Болсонару вызвали у экспертов вопрос о будущем БРИКС (Организация, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).
Избрали Жаира Болсонару, впрочем, не за внешнеполитические ориентиры. Если объединить данные соцопросов, типичный избиратель политика — верующий белый мужчина со средним и высоким доходом. Во многом избирателей привлекли обещания Жаира Болсонару сделать свободным ношение оружия и разобраться с преступниками. В 2017 году в стране были убиты 63880 человек: 7 человек в час, 175 в день. Повлияла на его популярность и разочарованность ряда бразильцев в правящей долгое время Партии трудящихся, поскольку президенты от этой партии Дилма Руссефф и Луис Инасиу Лула да Силва стали фигурантами коррупционных скандалов.