Зиявудин Магомедов посетовал на однообразную музыку в «Лефортово»
Как проводят досуг в СИЗО
Совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов пожаловался на однообразную музыку на прогулках в «Лефортово». Он посетовал, что там «крутят одни и те же песни». Магомедова обвиняют в создании преступного сообщества, он ждет суда. Ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии Москвы Иван Мельников посещал в СИЗО и Магомедова, и футболистов Павла Мамаева с Александром Кокориным, и когда-то даже экс-министра Алексея Улюкаева. «Ъ FM» поинтересовался у него, как проводят досуг в СИЗО и какое слушают радио.
«В каждой камере следственного изолятора должно быть либо радио, либо телевизор, то есть источник информации. Это установлено правилом из внутреннего распорядка. Если в камере нет телевизора, должно быть радио. Если нет радио в том числе, то это, естественно, считается нарушением. Поэтому мы всегда обращаем на это внимание. В основном из того, что ставят, так сказать, тюремщики, чтобы слушать для граждан, содержащихся в СИЗО — это часто бывают, кстати, и деловые новости какие-то, в том числе и “Коммерсантъ FM”, бывает, ставят развлекательные радиостанции, это музыка какая-то. Редко, чтобы это была классическая музыка, либо джаз, такого практически нигде нет. Хотя многие на самом-то деле просят. В СИЗО граждане имеют право выписывать газеты, журналы, то, что входит в обычный перечень стандартный прессы, могут выписывать абсолютно любое издание.
В СИЗО “Лефортово” сейчас открылся новый корпус, где достаточно неплохо ловят телевизионные передачи, но пока еще нет централизованного подключения.
В ближайшее время оно будет, и тогда должен быть практически идеальный прием телепередач. В “Лефортово”, поскольку это огромный изолятор, очень старинный, с толстыми стенами, многие жалуются, те, кто находятся на нижних этажах, что ТВ-прием не ведется. В новом корпусе эта ситуация изменилась. Слушать радиостанции и смотреть телевизор граждане могут у себя в камере, согласно правилам внутреннего распорядка с момента пробуждения до момента отбоя — это с 6 утра до 10 часов вечера», — рассказал Мельников.
Однообразную музыку в СИЗО и колониях часто включают специально, чтобы подавить волю арестованных или заключенных, заявила юрист фонда «Общественный вердикт» Ирина Бирюкова: «Прогулки с утра, когда побудка у них, они включают свое радио, либо это радио, которое администрация считает нужным, и это может продолжаться действительно весь день. Есть правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Там права, обязанности прописаны как сотрудников, так и осужденных. Но всегда эти ПВР зачитываются по громкой связи: они записаны, они просто их включают, проигрывают только в части обязанности осужденных и прав сотрудников. В одной из женских колоний несколько лет назад женщины жаловались, что им включают прямо с утра, и это продолжается весь день до отбоя. Повлиять они на это никак не могут. Некоторые включают специально, это называется “пытка музыкой”, когда, например, в камерах включают очень громко динамики, весь день одно и то же. Кстати, жалоба такая есть по одной из ярославских колоний по пытке музыкой, когда у нас заявитель “вскрылся” от этого, потому что он просто не мог выносить. Либо вентиляционные отверстия, либо перед камерой с утра рано включалась очень громкая музыка, подъем, по-моему, в полшестого утра. И она целый день, и целый день просто орала невыносимо. В СИЗО это делают, чтобы он вел себя так, как им нужно, или давал показания, какие им нужно для следствия.
А в колониях это делается для того, чтобы сломить человека, чтобы он жалобы не писал, чтобы не требовал ничего».
Недавно правозащитники посещали обвиняемых в хулиганстве футболистов Павла Мамаева и Александра Кокорина. Выяснилось, что они начали посещать храм, просят отпускать их на занятия в спортзал СИЗО. А содержат спортсменов в довольно комфортных условиях — их камеры даже оборудованы видеодомофонами для связи с тюремщиками.