«90% отелей не могут обеспечить заполняемость за счет собственных продаж»
Блицинтервью
О тенденциях развития бизнеса бронирования отелей и планах группы “Ъ” рассказал CEO Emerging Travel Group Феликс Шпильман.
— Вы не планируете развивать международную платформу Zenhotels на российском рынке? Почему?
— У сервиса есть русский язык, и в некоторых маркетинговых каналах представлены и Zenhotels, и Ostrovok.ru. Когда основатели компании начинали свой бизнес в 2010 году, Россия, как и Китай, была рынком, где хорошо работали именно локальные бренды, и идея основателей состояла в том, чтобы создать такой продукт. Zenhotels появился только в 2016 году — к этому моменту Ostrovok.ru уже успешно работал, у него сформировалась узнаваемость бренда и закрывать его мы не собираемся, это разные бренды.
— Почему нельзя было вывести на международный рынок Ostrovok.ru?
— Из-за названия бренда: никто не сможет его произнести и тем более запомнить. Хотя есть, например, аргентинская тревел-компания Despegar, которая не меняла свое название и работает с ним за пределами Латинской Америки. Но мы подумали, что у нас достаточно хорошо работают white label технологии, которые позволят без серьезных затрат сделать еще один более нейтральный продукт и заниматься его развитием за рубежом. Сейчас Zenhotels работает в 57 странах. Это Европа, США и Ближний Восток.
— В каких странах Zenhotels сейчас наиболее успешен?
— Крупные европейские страны сейчас основной рынок, но мы не планируем ими ограничиваться.
— Вы рассчитываете, что за год доля международных брендов в выручке компании вырастет с 35% до 50%. Это значит, что показатели Ostrovok.ru стагнируют?
— Нет, они растут, но выручка зарубежных брендов увеличивается в разы. Именно на их развитие мы сейчас тратим основные силы. Сейчас в России есть Booking.com, на втором месте Ostrovok.ru, а дальше все остальные компании, выручка которых уже в разы меньше.
— Во сколько вы оцениваете долю рынка, которую занимает Ostrovok.ru?
— Честной аналитики не существует, так что назвать объективные цифры невозможно. Мы знаем, что в сегменте b2c Booking.com в несколько раз больше нас, а все остальные вместе взятые компании — в несколько раз меньше нас. В отельном сегменте в2в мы сейчас крупнейший российский игрок, просто за счет того, что бизнес-модель Booking.com не позволяет ему здесь работать, так как предполагает оплату размещения непосредственно в отеле. Мы же с нашим типом отельного инвентаря построили систему, позволяющую оформлять для российских компаний закрывающие документы и решать прочие критичные для бизнеса задачи.
— Какие компании вы считаете конкурентами в сегменте b2b на международном рынке?
— Здесь рынок более насыщен, но модели бизнеса отличаются. Есть израильская компания Go Global Travel, есть турецкая Metglobal, есть индийская TBO Holidays. Но все они работают только на рынке b2b.
— Вы планируете развивать какие-то новые продукты в России?
— Только если они будут синергичны нашему основному бизнесу. Мы думаем о создании сервиса по бронированию билетов. Но он мог бы нам быть интересен только для стимулирования дополнительного спроса на отели. Сам по себе этот бизнес неприбыльный. Отели имеют высокую маржинальность и готовы платить дистрибуторам, продающим их продукт.
— Сейчас в России средняя комиссия отеля дистрибутору составляет 18%. Этот показатель как-то варьируется?
— В мире есть города, где средний показатель выше и доходит до 23–25%. Например, Амстердам: там конкуренция очень жесткая и для локальных отельеров важны различные маркетинговые каналы. Нужно понимать, что 90% отелей не могут обеспечить хорошую заполняемость только за счет собственных каналов продаж.