Урал обновляет ноутбуки
По итогам девяти месяцев рынок лэптопов вырос на 20%
Участники уральского рынка электроники впервые за несколько лет фиксируют восстановление спроса на ноутбуки. По данным ритейлеров, рост продаж за девять месяцев текущего года на Урале превысил 20%. Лидерами стали ноутбуки Asus, Lenovo и Apple. Участники рынка и эксперты считают, что основная причина роста продаж — отложенный спрос и интерес к более высокотехнологичным устройствам.
По данным объединенной компании «Связного» и «Евросети», продажи ноутбуков на Урале по итогам девяти месяцев выросли на 10% в штуках и на 21% в денежном выражении. С января по сентябрь в магазинах региона было продано 257 тыс. ноутбуков на сумму 8,1 млрд руб. Тенденцию рынка подтвердили в группе «М.Видео-Эльдорадо». В магазинах группы за девять месяцев уральцы приобрели более 54 тыс. ноутбуков на общую сумму около 1,5 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост в деньгах и штуках — 19% и 14% соответственно.
Участники рынка полагают, что драйвером рынка выступает игровая техника — «мощные устройства, подходящие как для топовых видеоигр, так и для работы». В связи с этим потребительский спрос смещается в сторону среднего и высокого ценовых сегментов от 30 тыс. руб., пояснили в пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо». Несмотря на то, что доля ноутбуков среднего и низкого ценового сегментов, по данным объединенной компании «Связного» и «Евросети», составляет 80% в штуках и 60% в деньгах, она сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лэптопы ценовой категории 41–69 тыс. руб. заняли 14% рынка в штуках и 23% в рублях, прибавив по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 4% и 5% соответственно. Продажи ноутбуков самой высокой ценовой категории — свыше 69 тыс. руб. — также выросли в общем объеме и составили 6% в штуках и 17% в рублях. За девять месяцев прошлого года на них приходилось лишь 4% и 13% соответственно.
Лидерами спроса на Урале стали ноутбуки Asus, Lenovo и Apple. По данным объединенной компании «Связного» и «Евросети», лептопы Lenovo стали лидерами рынка в натуральном выражении — на них пришлось 23%. В денежном эквиваленте на первом месте Asus — 20% от общего объема продаж в деньгах.
«Восстановление рынка ноутбуков происходит за счет роста спроса на более технологичные устройства, которые будут актуальны и производительны еще, как минимум, несколько лет»,— отметил директор макрорегиона «Урал» объединенной компании «Связного» и «Евросети» Александр Воронин. Это, по его словам, отражается на средней стоимости. «По итогам девяти месяцев этого года ноутбук в среднем стоил 32 тыс. руб., в прошлом году — чуть более 29 тыс. руб.»,— пояснил он. В пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо» положительную динамику связали с эффектом отложенного спроса. «Пик продаж компьютерной техники пришелся на 2012–2013 годы. Соответственно, по прошествии пяти–шести лет пользователи меняют свои устройства на более современные»,— пояснили в компании.
Об эффекте отложенного спроса говорят и эксперты. По словам главного редактора проекта «Будь мобильным!» Ивана Куща, на протяжении последних двух–трех лет люди занимали выжидательную позицию вследствие экономии или нежелания платить больше при условии, что старые устройства работают нормально и в апгрейде не нуждаются. «Сейчас экономическая ситуация “устаканилась”, появилось много новых устройств с повышенной мощностью и возможностью купить их по адекватным ценам. Многие ритейлеры и производители в последнее время стали более лояльно смотреть на стоимость своих устройств, снижали цену и выпускали промо-акции»,— пояснил он. По его мнению, в ближайший год сохранится небольшой рост продаж за счет отложенного спроса.
Рынок ноутбуков в целом по России демонстрирует стабильность, отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова. По ее данным, за три квартала он увеличился на 30% и составил 2,84 млн штук. «Возникновению позитивной динамики на рынке ноутбуков поставщики во многом обязаны корпоративному сектору и циклу обновления оборудования»,— полагает она.