Профицит с недостатком
Правительство Ульяновской области подготовило проект бюджета‑2019
Правительство Ульяновской области подготовило и направило на обсуждение регионального заксобрания проект регионального бюджета на 2019 год и плановый период 2020/21 годов. В сравнении с бюджетом‑2018 собственные доходы бюджета должны вырасти на 1 млрд руб., как и предыдущий, новый бюджет планируется снова с профицитом, на этот раз — в 446 млн руб. При этом в региональном минфине признают, что определенные направления деятельности, такие как здравоохранение, остаются недофинансированными. Депутаты считают, что профицит чисто условный, в реальности же по многим направлениям средств не хватает, и они намерены дать предложения по перенаправлению ненужных расходов на первоочередные цели.
Во вторник губернатор Ульяновской области Сергей Морозов официально направил в региональное заксобрание проект регионального бюджета на 2019 год и плановый период 2020/21 годов. Законопроект был утвержден региональным правительством в понедельник.
Документ пока не опубликован. По данным минфина, предоставленным „Ъ“, доходы бюджета сложились в сумме 52,2 млрд руб. (в первоначальном бюджете‑2018 — 48,3 млрд руб.), собственные доходы региона — 44,3 млрд руб. (в 2018 году — 34,6 млрд руб.), финансовая помощь федерального бюджета — 7,9 млрд руб. (в 2018 году — 7,0 млрд руб.)
Расходы составят 51,7 млрд руб. (в 2018 году — 47,6 млрд руб.). 2019 год будет уже вторым годом с профицитным бюджетом. Профицит составит 446 млн руб. (в 2018 году — 694 млн руб.). Министр финансов региона Екатерина Буцкая пояснила „Ъ“, что «профицитный бюджет принимается в целях снижения долговой нагрузки, с учетом выполнения соглашения с Минфином РФ».
По-прежнему основные источники дохода регионального бюджета — акцизы, составляющие 34% всех доходов (15,052 млн руб.), из них 82,2% — от алкогольной продукции, 17,8% — от акциза на нефтепродукты. Из алкогольной продукции основная часть — акцизы на пиво (10,430 млн руб.), акцизы на крепкий алкоголь — 1,948 млрд руб., акцизы на нефтепродукты дают 2,670 млрд руб. От НДФЛ поступает 24% доходов бюджета (11,060 млн руб., на 560 млн руб. больше, чем в 2018 году). Налог на прибыль дает тоже 24% в структуре доходов (10,640 млрд руб. с увеличением в сравнении с 2018 года на 0,5 млрд руб.).
Расходы на 74% имеют социальную направленность (36,4 млрд руб.). Основное направление — реализация майских указов президента от 2012 года (увеличивается на 686 млн руб.), на 4% будет проиндексирована зарплата бюджетников, на столько же — социальные выплаты. В дорожный фонд направляется 4,6 млрд руб. (на 380 млн руб. больше, чем в прошлом году). На реальный сектор экономики заложено 8,9 млрд руб. (на 1,4 млрд руб. больше, чем в 2018 году).
Коммерческие кредиты в банках предполагается брать только для погашения существующих кредитов. Предполагается, что на конец 2019 года госдолг составит 24 млрд руб. (по данным регионального минфина, на 1 октября госдолг составил 25,112 млрд руб., вместе с долгом муниципальных образований — 28,603 млрд руб.).
Отметим, что, несмотря на профицит бюджета, в реальности денег не хватает. Именно поэтому губернатор Сергей Морозов требует максимальной экономии — в 2018 году было до минимума срезано финансирование Международного авиатранспортного форума, в 2019 году предложено снизить зарплату губернатору на 15%, зампредам правительства — на 10%, министрам — на 5%, то же самое сделать рекомендовано муниципалитетам, в понедельник на аппаратном совещании господин Морозов заявил, что принял решение о ликвидации ОГКУ «Аналитика» (занимается социологическими исследованиями), чтобы сэкономленные средства направить на социальные обязательства, а также пообещал пересмотреть эффективность командировок и отказаться от ряда мероприятий.
«Денег много не бывает, всегда хотелось бы побольше», — признала Екатерина Буцкая, заметив, что на то же здравоохранение выделяется на 1,5 млрд руб. больше, чем в 2018 году, из которых 0,5 млрд — на погашение кредиторской задолженности лечебных учреждений (в реальности она более 2 млрд руб.).
Судя по всему, обсуждение бюджета новым составом регионального заксобрания ожидается довольно бурным, и предложений по его корректировке ожидается немало. По крайней мере, уже сейчас все фракции заксобрания заявили о необходимости обратить внимание на вопросы недофинансирования и поиска резервов. Так, в КПРФ уже заявили „Ъ“, что считают бюджет в реальности дефицитным, и в первую очередь обратят внимание на ситуацию в здравоохранении, «которое остается самым провальным», особенно по лекарственному обеспечению, «по финансированию программы госгарантий, дефицит по которой в 2018 году составлял более 2 млрд руб». На это же считает необходимым обратить внимание и лидер фракции ЛДПР Дмитрий Грачев, заметивший, что «проблема перезрела, и ее надо решать — и понимание этого есть у всех фракций». Больным местом он также считает «сельские дороги и аварийное жилье». По его мнению, среди резервов — ликвидация излишних автономных некоммерческих организаций, учрежденных облправительством, избавление от излишних громких общероссийских мероприятий и форумов. Председатель бюджетного комитета Александр Чепухин также считает, что определенные резервы для переноса средств на более важные сферы имеются, «надо тратить средства не на то, что не нужно людям, а в первую очередь направлять их на главные потребности населения — сельские школы, дырявые окна, безобразные дороги и так далее». Из необязательного он считает «затраты в 40 млн руб. на Парк дружбы народов, в котором никто не гуляет», «траты на содержание различных АНО, того же „Улконгресса“ и ему подобных, работу которых можно заменить услугами коммерческих компаний». «А детально будем смотреть, когда увидим документ перед глазами», — заметил председатель комитета. Спикер заксобрания Валерий Малышев также пообещал «придирчиво рассматривать каждую цифру».