Черноземье примеряет «Золотую маску»
На театральную премию номинированы четыре воронежских спектакля
В списке номинантов на национальную театральную премию «Золотая маска» из регионов Черноземья оказались только представители Воронежа. Театр оперы и балета отмечен за «Корсара», которого поставил иногородний балетмейстер Юрий Бурлака. К остальным номинантам имеет отношение худрук Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Бычков: он поставил «Антигону» и основал танцевальную труппу — участницу второго спектакля «Мы», также ставшего претендентом на премию. В качестве худрука Платоновфеста господин Бычков договорился о совместной работе с европейской театральной компанией Rimini Protokoll «100% Воронеж». Эксперты уверены, что сами по себе номинации даже без побед являются признанием высокого уровня местной театральной культуры.
Номинанты на «Золотую маску» были объявлены вчера. Черноземье в конкурсе представят постановки Камерного театра «Антигона» и «Мы», «Корсар» театра оперы и балета, а также совместный проект дирекции Платоновского фестиваля и швейцарско-немецкой театральной компании Rimini Protokoll «100% Воронеж», открывавший фестиваль минувшим летом и вызвавший широкий общественный резонанс. В лонг-лист эксперты премии также включили еще два спектакля Камерного театра — «Осенний марафон» и «Apples&Pies. Ностальгия». Спектакли других театров макрорегиона они проигнорировали.
«Антигону» по одноименной пьесе Жана Ануя поставил худрук Камерного театра Михаил Бычков. Режиссер оставил текст почти неизменным, но перенес действие из Древней Греции в современный шикарно обставленный особняк будто бы из плохого отечественного сериала. Сам спектакль оказался своего рода телевизионным ток-шоу, в котором зрителю предлагается решить, чья позиция сильнее — максималистки Антигоны (Татьяна Бабенкова) или придавленного грузом власти царя Креона (Камиль Тукаев). Постановка посоревнуется в четырех номинациях: как лучший спектакль малой формы, как лучшая работа режиссера, как лучшая мужская роль и как лучшая работа художника по свету (Иван Виноградов).
Другой номинант от Камерного театра — «Мы». Год назад Михаил Бычков объявил о наборе танцевальной труппы, которая призвана развивать в Воронеже contemporary dance. «Apples&Pies. Ностальгия» Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского по рассказу Ивана Бунина «Антоновские яблоки» и пародии на него «Пироги с груздями» Александра Куприна стали премьерой труппы. «Мы» по одноименной антиутопии Евгения Замятина — вторая постановка. Хореографом выступила Ольга Васильева. Спектакль разбит на две части, в первой через одинаковые танцевальные движения показана жизнь в Едином государстве, во второй дикари выступают в разноцветных одеждах. Постановка попала в две номинации: «Современный танец / Спектакль» и «Работа балетмейстера-хореографа».
Немного шире представлен балет «Корсар», который по одноименной поэме Джорджа Байрона для Воронежского театра оперы и балета поставил, пожалуй, главный на сегодня в России балетмейстер-реконструктор Юрий Бурлака. Он восстановил постановку Мариуса Петипа 150-летней давности, разбавив ее сценами из утерянных балетов Адана «Гентская красавица» и «Питомица фей». Получившиеся «Пираты Карибского моря» оказались смотром всех балетных сил региона: в массовых сценах участвовали не только ученики Воронежского хореографического училища и артисты хора и миманса, но и технический персонал, вплоть до реквизиторов и механиков. Спектакль получил четыре номинации: «Балет / Спектакль», «Работа балетмейстера-хореографа», «Женская роль» (Гульнара, Елизавета Корнеева) и «Мужская роль» (Конрад, Иван Негробов).
Какие воронежские постановки претендовали на «Золотую маску»
Номинантом стал и сделанный дирекцией Платоновфеста совместно с театральной компанией Rimini Protokoll документальный спектакль «100% Воронеж». Он будет участвовать в категории «Эксперимент». Эта постановка — часть масштабного проекта Rimini Protokoll «100% Города», представляющего собой попытку социологического исследования: по задумке, 100 обычных горожан должны отражать 100% населения города. Их отбирают по полу, возрасту, национальности, составу семьи, району проживания и другим критериям, а принципом отбора является «снежный ком»: первый рекомендует второго и так далее. В проекте поначалу участвовали крупнейшие мегаполисы мира, потом города поменьше, в России проект начался именно с Воронежа.
«100% Воронеж» прошел всего три раза, но вызвал широкий резонанс, в том числе из-за довольно острых вопросов, на которые отвечали его участники (например, о необходимости прямых выборов мэра или отставке Владимира Путина). Руководитель областного департамента культуры Эмилия Сухачева критиковала фестиваль за то, что «не все мероприятия вызвали однозначный отклик профессионального сообщества и СМИ». В ответ худрук фестиваля Михаил Бычков обвинил ведомство в давлении на дирекцию. Постановщики Хельгард Хауг и Штефан Кэги заявляли на обсуждении спектакля о разовости проекта, так как сложно собрать 100 участников. Об этом же препятствии рассказывал Михаил Бычков, рассуждая о возможной номинации на «Золотую маску»: «Жюри должно посмотреть все спектакли, постановки надо вывозить в Москву. А снова собрать всех участников будет проблематично».
Возглавляющий общественный совет при департаменте культуры искусствовед и театральный критик Бронислав Табачников считает, что номинация на «Золотую маску» — это уже признание независимо от того, будет ли получена в итоге награда: «Номинируя спектакль, эксперты признают высокий уровень театральной культуры и профессиональную работу коллективов Воронежа». По мнению критика, мощный импульс развитию театра в регионе дал проходящий в течение восьми лет Платоновский фестиваль, а благодаря постоянным номинациям Воронеж закрепляет свое культурное лидерство в Черноземье. В то же время, отметил Бронислав Табачников, и номинация, и тем более победа придадут Михаилу Бычкову больше уверенности «на его пути к европеизации театра», к которой не совсем готовы чиновники.