Капитализм у них не той системы
Россия постепенно упирается в свой потолок рейтинга Doing Business
РФ поднялась с 35-й на 31-ю строчку в рейтинге Doing Business (DB), представленном сегодня Всемирным банком (ВБ), и одновременно провалила поставленную в 2012 году задачу войти в топ-20 рейтинга. Пока на следующие годы эта задача не ставится, хотя это может произойти в 2019–2020 годах. Впрочем, увлечение РФ рейтингом ВБ, видимо, уже позади. Ресурс быстрого взлета в нем, который в 2018 году реализовал, например, Казахстан и постепенно реализует Китай, РФ уже исчерпан. Долговременному же присутствию РФ в топах DB мешает почти непреодолимое препятствие: для этого необходимы не только государство другого уровня эффективности, но и экономика другого устройства.
В новом рейтинге условий ведения бизнеса в мире Doing Business 2019 Россия заняла 31-е место, набрав 77,37 из 100 баллов. Лидеру рейтинга 2018 года Новой Зеландии РФ уступила 9,22 балла. Место России между Францией и Испанией сопоставимо или лучше большинства стран ЕС, отрыв от крупных экономик—лидеров рейтинга, США и Великобритании, составляет 5–5,5 балла.
Для властей нахождение РФ в этой группе — поражение. В 2012 году в майских указах президент Владимир Путин ставил задачу войти в 2018 году в топ-20 DB, и 31-е место — это неудача.
Впрочем, несмотря на это, в Минэкономики считают задачу «во многом решенной». «31-е место не так далеко от 20-го, учитывая, что мы стартовали с 124-го»,— заявил в среду министр Максим Орешкин. По его признанию, в 2015–2016 годах власти РФ «немножко ослабили хватку», но сейчас у страны накоплен неплохой задел для положительной динамики в ближайшие годы. Больше всего в министерстве рассчитывают на признание реформ в области международной торговли, включая вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, автоматизацию таможенных процедур и введение риск-ориентированного подхода в ФТС до 2020 года, а также внедрение целевой модели совершения таможенных операций в порту Санкт-Петербурга.
По расчетам Минэкономики, если ВБ объективно учтет все реформы последних лет, РФ может претендовать на 18-е место, но пока власти с трудом добились признания регуляторных изменений, проведенных еще в 2016 году.
Впрочем, реальные успехи страны в формально завершившейся гонке (в майском указе 2018 года цели по DB уже нет, в правительстве также решили отказаться от привязки к рейтингу и подойти к улучшению условий для бизнеса шире — DB учитывает лишь отдельные административные процедуры, формирующие малую часть климата, и имеет ограниченный региональный охват) скорее недооценены, как и будущие проблемы. Фактические достижения последних трех лет в любом случае будут улучшать место страны в рейтинге. Инерция реформ в случае отказа страны от формального ухудшения ситуации, как правило, очень велика: Грузия, в которой текущее правительство немногое делало для продвижения в DB, выросла в нем с девятого до шестого места. Для страны, поставившей, как Россия в 2012–2014 годах, такую задачу, она выглядит решаемой: так, Казахстан в 2018 году прибавил в рейтинге 7,1 пункта, Малайзия — 2,57 пункта (собственно, в этой стране де-факто и выполнен майский указ — Россия в реформах последних лет часто следует за стратегией Малайзии). Оторваться же от ЕС и войти в число стран, надолго расположившихся в топе DB, Россия вряд ли сможет (хотя с большой вероятностью будет занимать лучшие места, чем Франция и Германия) — и этому есть рациональное объяснение.
Преодолеть порог двадцатки из 11 блоков рейтинга DB Россия пока смогла лишь по трем показателям: легкость подключения к электросетям, регистрация собственности (оба — 12-е место) и обеспечение исполнения контрактов (18-е). Вряд ли будут деградировать банковская часть рейтинга и показатели IT. Проблемы же налогообложения (53-е место) связаны скорее с его высоким уровнем, характерным для всего BRICS, а не с инфраструктурой или правилами игры. Другая часть проблем РФ — как в сфере международной торговли, где за год стране удалось прибавить всего одну строчку в рейтинге (99-е место),— также, очевидно, будет частично решена, в основном это «непризнанный» пока ВБ таможенный прогресс, и здесь вполне можно рассчитывать на место в топ-50 и выше.
Два же направления, где сохраняется значительное отставание,— разрешение проблемы неплатежеспособности (55-е место) и защита миноритарных инвесторов (57-е) — иллюстрируют системную проблему и рейтинга, и России. Одна из причин плохих показателей РФ — низкий уровень ответственности директоров предприятий (два балла из десяти, по оценке ВБ,— российские управленцы редко привлекаются к правовой ответственности за ненадлежащее использование корпоративных активов). Неэффективен в РФ и институт банкротства. И это, как и другие точечные проблемы РФ в DB, вряд ли случайность: институт банкротства (как и решение проблем экспорта средних компаний, и защиты миноритариев, и защиты контроля в компании) в нынешней сильно огосударствленной и построенной во многом по принципу «сетей патронажа» экономике малоактуальны. Формальное положение дел можно привести к требованиям DB, но это не изменит ситуации, в которой неформальные процедуры банкротства на порядки популярнее формальных, а их влияние на «легкость бизнеса» в России ВБ уже не может измерить.
При нынешней конфигурации рейтинга DB у России, видимо, есть два варианта: или стремиться в топ-10 DB, для чего нужна принципиально другая экономика, или довольствоваться положением между «старыми» экономиками ЕС с относительно консервативными правилами игры и лидерами, работающими по принципу «все для свободы бизнеса». Составители DB, безусловно, ориентируются на первый выбор. Но почти нет сомнений в том, что государству в РФ вполне хватает весомого титула «лучшей экономики по рейтингу DB среди BRICS». А чтобы обгонять США, а тем более Сингапур и Новую Зеландию, нужна грузинская отчаянность или руандийская безвыходность (29-е место, плюс 4,28 балла в рейтинге DB): у бизнеса в России для таких подвигов есть слишком многое, что можно потерять.
Почему Fitch повысило прогноз роста российской экономики
Международное рейтинговое агентство Fitch пересмотрело свои прогнозы по росту экономики РФ, повысив оценку на 0,2 п. п., до 2% ВВП. Инфляцию по итогам 2018 года эксперты ожидают на уровне в 2,9%. Если бы не санкции, суверенный рейтинг страны был бы также пересмотрен с действующих BBB-, считают в агентстве. Тем временем в Минэкономики РФ отмечают замедление годового роста ВВП в августе до 1% с 1,8%, оценки ЦБ также скромнее — от 1,5% роста экономики в нынешнем году.