По-пермски производя
Год назад краевые власти приняли решение о перезапуске проекта «Покупай пермское». Реализацию проекта возложили на министерство промышленности, министерство сельского хозяйства, а также на Пермскую торгово-промышленную палату (ТПП).
Напомним, проект «Покупай пермское» был запущен после кризиса 2008 года для увеличения доли местных сельхозтоваропроизводителей на внутреннем рынке Пермского края. За два года участие в проекте приняли около 200 производителей. Новый проект рассчитан до 2020 года и включает три уровня.
Первый — это все товары и услуги, которые произведены на территории края, то есть те, которые сопряжены с созданием рабочих мест, уплатой налогов. На второй уровень допускаются товары, которые получили народное признание и прошли добровольную профессиональную сертификацию. На третий уровень будут допущены «бренды Пермского края». «Например, производители велосипедов „Форвард“, движение „Дедморозим“, даже Пермский театр оперы и балета. Это наши „визитные карточки“, которыми мы можем гордиться»,— поясняла ранее вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова.
По состоянию на конец октября 2018 года участие в перезапуске проекта «Покупай пермское» подтвердили 124 компании и индивидуальных предпринимателя. Десять из них уже уведомили ТПП о готовности перейти на второй уровень и предоставить данные о пройденной сертификации. В 2019 году эта цифра должна вырасти до 40% от общего количества участников базового уровня, сообщили в ТПП. Большинство участников проекта ведут деятельность в производстве пищевой продукции — это 39 компаний. Далее следуют ритейл, зоотовары, пошив и продажа одежды, образовательные услуги, изготовление мебели и прочее.
При этом, по данным Пермьстата, в общем объеме покупок товаров и услуг жителями региона более 40% приходится на местных производителей. Наиболее заметны здесь именно пищевики. Однако, как отмечают аналитики, значительный объем мяса, кондитерских изделий, консервации и сыров все же ввозится из других регионов.
«Если в продуктах питания пермский производитель занимает примерно 39%, то из всей одежды и обуви, которую покупают в регионе, наши производители имеют долю только в 5%,— пояснила Елена Гилязова.— И это вовсе не потому, что они не производят качественные товары. Более того, у нас в крае есть ряд компаний, которые успешно продают свой товар по всей России и за рубежом, но пермский покупатель его практически не знает. Одной из причин такой ситуации является низкая лояльность пермяков к своему собственному производителю. Задача проекта „Покупай пермское“ заключается в том, чтобы мы, жители Прикамья, наконец увидели: то, что производим мы сами, наши соседи, друзья, знакомые,— это качественный и достойный продукт». По мнению госпожи Гилязовой, экспорт местной продукции затруднен из-за глубокого вхождения в регионы крупных торговых сетей. «Процесс вхождения в них — весьма трудоемок. Причин две: надо конкурировать с довольно качественными продуктами (и наши товаропроизводители в ряде случаев не только не хуже, а даже лучше, чем аналогичные компании из других регионов), и центр принятия решений находится не в Перми и очень сложно до него достучаться. И здесь точно может помогать административный ресурс и возможности проекта „Покупай пермское“. Именно с этой целью мы устраиваем закупочные сессии, работаем с федеральным проектом ТПП РФ „Агро за качество“, а это один из вариантов продвижения товаров пермских производителей на полки федеральных сетей по всей стране»,— добавила Елена Гилязова.
Промышленное производство сыра, по мнению экспертов, сопряжено с технологическими трудностями, даже при наличии в регионе молочных ферм. «Проблема с производством сыров по-крупному упирается в те же проблемы: качество и цена. Это и качество исходного сырья, и наличие технологий. Одно дело выращивать и выдерживать элитные, дорогие сыры для узкого круга состоятельных ценителей, с этим справятся и фермеры. И другое дело — производство массового качественного продукта для небогатого населения, конкурируя с дешевым „сырным продуктом“ из суррогатов»,— отметил эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Также, по данным Пермьстата, наблюдается недостаток производителей одежды, обуви и алкоголя, отсутствует производство табака, бытовой техники и готовой электроники.
Эти ниши имеет смысл заполнять, но после анализа спроса, считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова: «Региональным властям есть смысл развивать собственное производство табака, обуви и прочей продукции, но предварительно требуется досконально изучить спрос и экономическую целесообразность проектов. Создание продукта непосредственно в регионе позволит экономить на логистике и перевозках, сделает товар доступнее для потребителя. Соответственно, в выигрыше окажется потребитель. И конечно, производитель, который внесет свой вклад в экономику региона. Это касается, скорее, простых производств, легкой промышленности. Тогда как производства бытовой техники и электроники считаются сложными, для них необходимы технологии и разработки, а также более масштабное финансирование».
Относительно отсутствия производства табака эксперты напоминают о федеральном тренде на борьбу с курением. «В условиях борьбы с курением и ограничением потребления табака создание нового производства табачных изделий в принципе обречено на неудачу»,— пояснил эксперт-аналитик Алексей Калачев. «Производство конкурентоспособной по цене и качеству современной электроники — дело непростое, и вряд ли под силу без участия зарубежных партнеров, располагающих актуальными технологиями и, самое главное, компонентной базой, с которой у нас большие проблемы»,— добавил эксперт.
При этом в регионе есть и производители «штучных» товаров, но в больших объемах, например компания по производству сервисных роботов «Промобот», а также «Форвард», изготавливающий велосипеды. В компании «Форвард» сообщили, что экспорт продукции осуществляется во все регионы РФ, а также в Казахстан и Беларусь. Совокупный объем выпуска — 400 тыс. изделий в год. Помимо этого, на производственных мощностях собираются велосипеды Decathlon. Компания еще не подключилась к проекту «Покупай пермское», но рассматривает это как задачу на ближайшее время. Высокие результаты показывает и «Промобот» — более 400 роботов Promobot уже работают в 26 странах мира. К 2022 году компания планирует наладить выпуск 100 роботов в месяц. При этом опыт компании «Промобот» частично опровергает данные Пермьстата. «Компания „Промобот“ самостоятельно разрабатывает электронику для своих роботов. Сначала разрабатывается и тестируется опытный образец. При необходимости изготовления мелких партий опытных образцов мы сотрудничаем с компанией „Цифровая микроэлектроника“ — это пермский производитель электроники. Изготовление электроники в производственных тиражах для „Промобота“ осуществляет также пермская компания „Кама-Контракт“. Они осуществляют полный цикл производства — от заказа трафаретов и комплектующих до монтажа и тестирования готовых устройств»,— пояснили в компании.
Эти примеры — скорее исключение из правил. «Вряд ли в современном мире может существовать регион на полном самообеспечении, не участвуя в разделении труда. В том, что около половины потребительских товаров поступает из других регионов, нет ничего плохого. В конце концов, налаживание нового производства может обойтись слишком дорого, тем более с учетом климатических отличий, а низкий потребительский спрос и невысокая платежеспособность населения не позволят окупить затраты в разумный срок. Производство потребительских товаров для внутреннего рынка страны с бедным населением заведомо будет существовать на грани рентабельности, причем, чем выше качество продукта, тем больше проблем. А производству на экспорт придется соревноваться с заведомо превосходящими возможностями конкурентов. Только развитие внутреннего рынка, стимулирование внутреннего спроса путем роста доходов населения может вытянуть эту проблему из сужающейся воронки возможностей производства потребительских товаров»,— резюмировал Алексей Калачев.
В связи с этим поддержку некоторых экспортеров уже осуществляет региональный минпром в связке с Российским экспортным центром (РЭЦ) и в рамках федеральной программы «Промышленный экспорт».
«В 2017 году на федеральном уровне поддержаны 69 экспортеров, в первом полугодии 2018 года — 80. Общий объем поддержки экспорта Пермского края составил примерно $197 млн в 2017 году и около $22 млн в первом полугодии 2018 года. Региональные предприятия воспользовались различными видами поддержки РЭЦ: гарантией возврата НДС, страхованием дебиторской задолженности, сертификацией продукции и сертификацией производителя „Made in Russia“, компенсацией части затрат на транспортировку и другими. На региональном уровне за 2017 год поддержку получили 129 предприятий-экспортеров. Среди активных предприятий-экспортеров, пользующихся мерами господдержки, можно назвать ООО „Чайковская текстильная компания“, ООО „ТРЕК“, АО „Медисорб“, ООО „Инкаб“, АО „НФТ“, ООО „Чайковский партнер“, АО „ГалоПолимер Пермь“, ООО „Свеза Уральский“ и другие»,— уточнили в ведомстве.
Юлия Сырова