Миллионы рублей за рекламные посты и корпоративы
Как устроен селебрити-маркетинг в России
Полмиллиона за пост в интернете: СМИ подсчитали возможные доходы Ксении Собчак от рекламы, корпоративов и инвестиций. Расчеты накануне привело интернет-издание Teleprogramma.pro. По данным портала, у Собчак несколько контрактов с крупными компаниями, минимальная стоимость которых составляет 2 млн руб. Цена корпоратива с участием селебрити — от полутора миллионов. Доходы от журналистской деятельности Собчак издание оценило в миллион рублей в год. А стоимость рекламного поста в соцсетях — 450 тыс. Кроме того, на инвестициях телеведущая ежегодно зарабатывает около 40 млн руб. Как устроен селебрити-маркетинг в России? И легко ли даются российским звездам их рекламные гонорары? Разбирался Александр Ляпин.
И какая же восходящая звезда не мечтает стать лицом бренда? Твой образ — на плакатах и в телероликах, и тебе еще за это щедро платят. Обратная сторона заманчивого контракта: стать амбассадором бренда — значит перестать принадлежать себе, рассказывает директор креативного агентства J. Walter Thompson Россия Дарья Архарова: «В первую очередь это, конечно, запрет на работу с конкурентами. Здесь мы, например, берем такую категорию как спорттовары. Безусловно, будет совершенно недопустимым, если звезда будет пить, курить и вести аморальный образ жизни. Или, например, возьмем какую-нибудь бьюти-категорию, например, реклама средств для волос. Тут запретом будет окрашивание и стрижка».
Чем крупнее бренд, тем тщательнее он следит за своим имиджем, а, значит, и за лицами. И это не паранойя, а бизнес-расчет. Звезда развелась, а если бренд семейный? Выступила на митинге — зачем бренду ассоциации с политикой? Лучше контрактом запретить все сомнительное, рассказала генеральный директор агентства PR Partner Инна Алексеева: «Если говорить о рекламе на ТВ, просят не худеть, не толстеть на 20 кг для того, чтобы звезда оставалась узнаваемой. При изменении, например, семейного статуса звезды, целевая аудитория также может меняться, поэтому это тоже значительно влияет на контракт. FMCG-компании, то есть это товары повседневного потребления, как правило, просят звезд не вступать ни в какие политические партии, не заниматься никакой религиозной деятельностью».
Что значит нарушить контракт, знают крупнейшие мировые звезды. Компания Dior свернула рекламную кампанию в Китае с участием Шэрон Стоун — актриса неудачно высказалась по поводу Тибета. Мария Шарапова лишилась десятков миллионов от Nike после скандала с мельдонием. При этом ограничения, прописанные в контракте, могут действовать и годы спустя. Например, Ксения Собчак по договору с Savage обязалась не рекламировать другую одежду, продолжает Инна Алексеева из PR Partner: «Ограничение это распространялось еще на пару лет после контракта и было связано с тем, что длительность рекламной кампании, которую запускал бренд Savage, в том числе и по телевидению, она такая отсроченная. Поэтому любые бренды должны предусматривать работу их рекламных кампаний и после их выхода».
Впрочем, чем строже контракт, тем больше денег просит звезда за свои услуги. Причем ограничение на работу с конкурентами стоит дороже всего, сообщил блогер Валентин Петухов, который прославился в интернете своими критическими обзорами на продукты Сбербанка, а затем неожиданно стал амбассадором кредитной организации.
«У нас есть самое главное ограничение — это эксклюзив на банковский сектор, на финансовые институты. Но подобные эксклюзивные взаимоотношения накладывают ограничение не только на нас, но и стоят чуть дороже, чем обычное размещение, таки образом как раз мы и компенсируем вот этот поток клиентов. В редакционную политику они не вмешиваются. Мы обговаривали этот момент отдельно. Что касается контента, как это будет сделано, что будет сделано — это исключительно на нашей стороне», — рассказал Петухов.
Кстати, вопрос о гонорарах звезд — самый запутанный. По словам агентов, в России в отличие от Запада рынок селебрити-маркетинга еще в «диком» состоянии: у компаний нет ценовых ориентиров, и звезды зачастую запрашивают неадекватные суммы. Впрочем, «Ъ FM» удалось выяснить примерные масштабы звездных гонораров. Например, один съемочный день звезды может стоить несколько сотен тысяч рублей, не считая собственно гонорара за использование образа, рассказала пиар-директор рекламного агентства Panda Елена Попова: «Вилка от и до очень существенная. Какой-нибудь селеб с миллионом подписчиков может стоить также как и блогер, у которого 100 тыс. подписчиков. Например, у меня была история с запросом на Тутту Ларсен, и полгода назад использование лица Тутты в ролике бренда в интернете стоило порядка 1,2 млн на полгода.
А один ее съемочный день стоит порядка 200-300 тыс.»
Выходит, что все по-честному: за свои жесткие условия компании готовы платить хорошие деньги. А значит, можно и потерпеть.