Украинские компании попали под ответные санкции
Расширит ли Кремль ограничения против Украины
Москва может еще расширить санкции против Украины. Об этом заявили в правительстве. В четверг Дмитрий Медведев подписал постановление о вводе ограничений против украинских чиновников, бизнесменов и компаний. В списке свыше трехсот граждан и почти 70 юрлиц. В том числе старший сын президента Украины Алексей Порошенко, глава МВД Арсен Аваков, министр обороны Степан Полторак, генпрокурор Юрий Луценко, глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, а также бывшие премьеры Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк.
Санкции прокомментировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал журналистам, с чем связаны действия Москвы, и объяснил, почему в списке нет президента Украины Петра Порошенко.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента
«Традиционно президенты не включаются в санкционные списки. Это уже, скажем так, какой-то запредельный шаг. Это зеркальная мера. Россия не является инициатором такого рестрикционного обмена — это ответ на те шаги, которые были предприняты украинской стороной. С самого начала мы говорили о том, что здесь практика взаимности неизбежна, и вот эта практика как раз была реализована. Безусловно, мы надеемся, что рано или поздно политическая воля на нормализацию отношений с Россией даст хотя бы робкие ростки на украинской земле. Сейчас пока мы этого не видим».
Украина ввела санкции против нескольких десятков россиян вскоре после присоединения Крыма. С того момента санкционный список неоднократно расширялся. В мае этого года в нем были больше полутора тысяч российских граждан и больше 700 компаний. На прошлой неделе Дмитрий Медведев разъяснил, в чем конкретно будут заключаться ответные ограничения в отношении Украины.
Основная цель введенных контр-ограничений — усилить нервозность в украинском истеблишменте, считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера на Украине Олег Устенко: «В самом начале речь как раз шла о списке физических лиц. Это такой классический пример из теории игр: сначала идет информация по поводу того, что будет этот список, этот список долго-долго находится в ожидании, когда он будет опубликован, начинается некоторая нервозность у всех, по крайней мере у тех, кто знает, что может попасть в этот список. Ведь в этом-то и смысл всей этой игры. С одной стороны, ты вроде бы показываешь, что ты предпринимаешь действия — я имею в виду в данном случае Россию — ты будешь вносить туда нежелательных лиц. Но о существовании этих лиц знает только само это лицо, и тот, кто объявляет, что вот эти санкции будут применены. Потом я предполагаю, что риторика будет следующая сейчас в Украине: я горд и рад, что я нахожусь в этом списке. Думаю, что мы скорее увидим просто риторику, ведь речь идет о личном благосостоянии, о личном капитале, возможно, о личных счетах этих людей, которые попали в санкционный список».
Среди компаний, попавших под санкции со стороны России, крупнейшее химическое предприятие Украины «Днепроазот», нефтегазовая компания «Гео Альянс», а также производитель спиртосодержащей продукции «Укрспирт». Что касается спиртного, то для российского потребителя эти ограничения окажутся незаметными, говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз:
«Мы не получаем оттуда готовую продукцию и не ввозим туда готовую продукцию. Тот экспорт, который фигурирует как экспорт в Украину, небольшой, крепкой винодельческой продукции — это поставки в Донецкую и Луганскую республики, то есть мы не с “Укрспиртом”, ни с кем не контактируем. Единственное, через Украину осуществляется, как я понимаю, транзит молдавских винных материалов в Россию, поэтому Украина является одним из основных поставщиков в группе пяти основных поставщиков виноматериалов в Россию. У Украины дефицит собственного виноматериала, поэтому очевидно, что это, скорее всего, молдавский виноматериал идет транзитом в Россию.
Не думаю, что этот канал будет как-то задействован в этих санкциях.
Но готовую продукцию и спирт мы не получаем из Украины и не отправляем свою туда с 2014 года. Все, кто хотел — украинские компании — давно уже развернули производство на территории России. У них здесь свои собственные заводы».
Тем не менее, одновременно с вводом ограничений Дмитрий Медведев поручил разработать меры по защите российских компаний от санкционного противостояния. Этим займутся Минпромторг и Минэкономразвития.