Леонид Федун оставил акции ЛУКОЙЛа в семье
Как могут распорядиться бумагами дети бизнесмена
Леонид Федун поделился акциями ЛУКОЙЛа по-отцовски: теперь его дети — сын Антон и дочь Екатерина — владеют 2% акций одной из крупнейших нефтяных компаний России. У самого совладельца ЛУКОЙЛа остается примерно 9%. Зачем Леонид Федун передал акции детям и как они смогут участвовать в управлении компанией? Выясняли Анастасия Парфенова и Сергей Гусев.
В российском списке Forbes Леонид Федун уже давно не выходит из первой двадцатки. Верный бизнес-партнер Вагита Алекперова, сооснователь ЛУКОЙЛа, владелец «Спартака» — его состояние оценивается почти в $7 млрд. Теперь в списке богатых россиян Федунов будет трое. С 2% акций ЛУКОЙЛа, а это более $1 млрд, дети бизнесмена претендуют на место в середине второй сотни российского рейтинга.
Что они будут делать со свалившимися на них миллиардами, пока неясно, говорит директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин, ведь 2-процентный пакет дает ограниченные возможности: «У них есть возможность запросить список акционеров, плюс появляется право выдвигать кандидата в совет директоров для избрания на годовом собрании и предлагать вопросы на повестку дня. Но на этом их формальные полномочия ограничиваются. Но акционеры, владеющие таким пакетом, могут кооперироваться с другими держателями бумаг.
То есть это такой хороший миноритарный пакет акций, который позволяет пытаться влиять на компанию в той степени, в которой это возможно.
Может быть, это просто передача акций детям в том виде, в каком она есть, чтобы они в основном продолжали ту линию, которую вели их родители».
В объявлении о передаче акций дети Леонида Федуна называются совершеннолетними. На деле они более чем взрослые люди: Антону 33 года, он занимается гостиничным бизнесом в Лондоне — на деньги отца купил гостиницу за $100 млн. О 30-летней Екатерине известно только, что она замужем за техническим директором футбольного клуба «Спартак».
Очевидно, что Федун не собирается привлекать своих детей к управлению компанией. К тому же, даже весь семейный пакет, несмотря на свою огромную стоимость, не позволяет серьезно влиять на политику ЛУКОЙЛа, считает корпоративный юрист, замруководителя управления судебной работы компании «Дон-Строй Инвест» Артем Василевич: «Очевидно, что Леонид Федун просто хочет помочь детям. Я не думаю, что дело здесь в том, что он теряет большие полномочия по распоряжению бумагами. Вот здесь разницы нет — было 11, стало 9+2. Нет того, к чему можно было бы придраться».
Зато эти акции дают неплохую прибыль — на ближайший год ЛУКОЙЛ запланировал выплатить по 95 руб. дивидендов на акцию. Это значит, что Антон и Екатерина Федун только в качестве процентов могут получить более 1,5 млрд руб. или почти $25 млн. При этом сама передача акций Федуну ничего не стоила — подарок детям дополнительным налогом не облагается, пояснил директор по развитию компании UFG Wealth Management Андрей Пожитков: «Пакет акций без должностей и роли в компании — это возможность получать дивиденды и участвовать в годовых собраниях акционеров. Действительно, благодаря этому можно потренироваться, посмотреть, чем живет компания, и, если появится желание, какую-то активную роль в ней получить. Но начинать пока придется с малого».
А вот старший партнер Леонида Федуна — основатель ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов — поступил по-другому. Все свои акции он передаст в специальный траст, которым будут управлять профессиональные менеджеры. Хотя размер его пакета (более четверти акций) мог бы позволить его детям принимать серьезное участие в управлении компанией. Но у Алекперова свой план — он провозгласил курс на разделение менеджмента и собственников и даже пообещал, что акционеры в скором времени вообще уйдут от управления ЛУКОЙЛом.
В день, когда Леонид Федун передал часть акций ЛУКОЙЛа детям, компания также погасила часть казначейских акций. В результате менеджмент больше не контролирует корпорацию — более половины акций находятся в свободном обращении.