Дорогам просчитают экономику

Инфраструктура

Краснодарские курорты нуждаются в развитии дорожной сети

По итогам курортного сезона 2018 года турпоток в Краснодарском крае, по информации региональных властей, вырос по сравнению с прошлым годом на 6 % и составил 15,6 млн человек. Туристы добираются до черноморского и азовского побережья самолетами и поездами, а также автомобильным транспортом. Дополнительный трафик дал региону Крымский мост, связавший берега Керчи и Тамани в мае этого года. В связи с этим федеральное дорожное агентство «Росавтодор» планирует на территории Кубани ряд крупных и затратных автодорожных проектов.

Пути в Сочи неисповедимы

Сильные дожди и шквалистый ветер 24 и 25 октября сильно повредили дорожную инфраструктуру Туапсинского и Апшеронского районов Краснодарского края, а также в населенных пунктах Большого Сочи. Повреждение автомобильного моста на реке Цыпка отрезало от остального мира десять поселков Туапсинского района. Из-за размыва потоками стекающей с гор воды нескольких участков трассы Джубга-Сочи, олимпийская столица оказалась в блокаде на трое суток. Люди не могли выбраться автомобильным и железнодорожным транспортом из Сочи, а в самом городе, по свидетельству его жителей, наблюдалось существенное удорожание продуктов питания, питьевой воды и автомобильного топлива. На восстановление дорог были потрачены десятки миллионов рублей. Все это в очередной раз дало повод заговорить о том, что наличие единственной дороги вдоль черноморского побережья к самому популярному курорту России делает жизнь там небезопасной и вопрос с транспортной доступностью Сочи требует скорейших решений. Тем более проекты таких решений уже побывали на рассмотрении федерального кабмина.

Несмотря на явные транспортные проблемы Сочи, федеральные власти сегодня отдают приоритет автодорогам, ведущим к Крымскому мосту, который был введен в строй в мае этого года

Фото: Зотов Алексей, Коммерсантъ

Сегодня попасть в Сочи можно либо на самолете, либо по единственной железнодорожной ветке, либо по единственной федеральной магистрали А147, которая в районе Джубги отделяется от трассы М-4 «Дон» и многочисленными серпантинами идет вдоль черноморского побережья до самой границы с Республикой Абхазия. В Абхазии дорога петляет вдоль побережья и в конечном итоге упирается в границу с Грузией, которая ввиду неразрешенного грузино-абхазского конфликта сегодня закрыта. От Туапсе до Сочи и далее параллельно автодороге идет железная дорога, которая также не имеет альтернативы на случай форс-мажора. Авиационное сообщение с Сочи зачастую корректируется погодой, поскольку на посадку самолет заходит со стороны моря. Достаточно вспомнить авиакатастрофу, которая произошла в аэропорту Сочи 1 сентября, когда Boeing-737 -800 авиакомпании Utair, выполнявший рейс UT-579 Внуково-Сочи, из-за сильного дождя и бокового ветра (это пока предварительные причины ЧП) при посадке выкатился за пределы посадочной полосы и упал в русло реки Мзымта. По счастливой случайности 166 человек — пассажиры и члены экипажа лайнера, серьезно не пострадали. Между тем за девять месяцев 2018 года пассажиропоток Международного аэропорта Сочи составил более 5,2 млн человек, что на 12 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Еще один путь в Сочи — морской — планируют открыть в будущем году. По планам Минтранса РФ, в навигационный сезон между Новороссийском и Сочи будет налажено пассажирское сообщение на скоростных судах «Комета 120М» на подводных крыльях. За сезон на этом маршруте планируется перевезти более 1 млн человек. С целью поддержки компаний, которые займутся перевозками, Минтранс РФ готов субсидировать часть их затрат из федерального бюджета. Но эксперты полагают, что любые перевозки, которые основываются не на самоокупаемости, а на субсидировании, не станут регулярными. «Конечно, время поездок на этих маршрутах сократится, но я не уверен, что это даст сопоставимую с затратами экономическую отдачу. Экономика, основанная на субсидиях, не имеет стимула повышать эффективность и бороться за потребителя, улучшая сервис и повышая качество. Это тупиковый путь, который существует только пока есть лишние деньги, и рано или поздно он заканчивается вместе с ними»,— рассказал эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Серпантин потянут по прямой

В начале лета этого года стало известно, что в Министерстве транспорта РФ рассматривают возможность реализовать на основе государственно-частного партнерства проект новой скоростной трассы Джубга-Сочи. По планам Минтранса, эта дорога может стать платной альтернативой имеющемуся серпантину (А147) либо же заменить его (пока эти варианты обсуждаются). Она по минимуму будет подвержена влиянию погодных катаклизмов, обеспечит безопасность движения за счет отсутствия резких поворотов и спусков-подъемов и сократит путь до Сочи за счет сокращения километража и увеличения максимальной скорости движения. Ее строительство оценивается министерством в 1,6 трлн руб. Правда, сейчас в министерстве заявляют о поиске более дешевых вариантов трассы. Новая автодорога от Джубги до Сочи может стать четырехполосной и на 50 км сократить путь до олимпийской столицы. Сейчас этот участок протяженностью 170 км автомобилисты преодолевают в среднем за четыре часа, а по новой магистрали длиной 120 км путь может занять чуть больше часа. Дорогу планируют оснастить тоннелями и мостами и пустить в обход населенных пунктов.

В начале августа этого года в министерстве сообщили, что из-за технической сложности и дороговизны проект нецелесообразен. Якобы предварительные технические и финансовые оценки говорят о том, что это чрезвычайно капиталоемкий проект, осуществить который крайне сложно технически. К примеру, по словам представителей ведомства, для его реализации надо будет вывести часть участков железной дороги с побережья, а на время строительства движение вдоль побережья на автомобильном и железнодорожном транспорте будет серьезно затруднено. «Мы продолжаем считать тот, ранее проработанный проект по автомобильной дороге Джубга-Сочи, достаточно сложным технологически и финансово. Есть альтернативные варианты, которые мы сейчас обдумываем. В частности, есть проект, который предполагает выполнение дороги Джубга-Сочи в эстакадном исполнении»,— заявил министр транспорта России Евгений Дитрих в начале октября этого года, имея в виду, что строительству тоннелей предпочтут возведение эстакад.

Министерство рассматривает возможность пригласить для участия в проекте частный бизнес. Кроме того, рассматривается возможность продления дороги от Крымского моста до Абхазии, что сделает проект перспективным. Общая стоимость проекта пока не подсчитывалась, одна, по словам экспертов, только реконструкция участка Новороссийск-Джубга может потребовать около 116,5 млрд руб. Таким образом, трасса от Тамани до Адлера может стать самым дорогим автодорожным проектом в новейшей истории России.

Эксперты неоднозначно относятся к строительству скоростной трассы Джубга-Сочи. Так, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что из-за активно эксплуатируемого черноморского побережья, где расположено много населенных пунктов, действующих коммуникаций и важных природных охраняемых объектов, найти земли для строительства новой дороги и при этом избежать конфликтов будет непросто. Во-вторых, по его мнению, сложные геологические и климатические условия местности могут привести к росту стоимости трассы и увеличению сроков ее строительства. В то же время старший юрист инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills Роман Чураков считает, что для инвесторов большое значение будет иметь объем госучастия в данном проекте, прежде всего — размер капитального гранта, платы концедента, а также доходность на инвестиции. «В таком крупном проекте без капитального гранта не обойтись: объем государственного финансирования на стадии стройки таких масштабов может доходить до 85-90 %»,— рассказал эксперт. По его словам, крупные инвестпроекты ГЧП, финансовая и техническая стороны которых качественно проработаны, имеют все шансы на успех.

Председатель Объединения перевозчиков России Андрей Бажутин уверен, что главная проблема нынешней трассы Джубга-Сочи — отсутствие развитой инфраструктуры. «Почему люди тратят много времени? Потому что инфраструктура не создана, не сделаны стоянки для отдыха, асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего. Это обычная дорога, как и все остальные. Здесь большая нагрузка легковых автомобилей, все летом едут в Сочи, и четыре полосы в тех условиях практически не сделать. Двух полос вполне бы хватало, если бы была нормальная инфраструктура, возможность отдыхать, останавливаться»,— говорит господин Бажутин. Главный аналитик управляющей компании «Ронин Траст» Андрей Верхоланцев уверен, что одна компания не справится с таким масштабным проектом. Каждый участок, по его словам, будет финансироваться отдельно, а деньги, скорее всего, дадут госбанки. «Здесь может быть консорциум, могут быть собраны разные подрядчики. Наверное, ни одна компания не возьмет на себя ответственность за весь цикл работ, поэтому речь будет идти о каком-то объединении, партнерстве»,— говорит эксперт. По его словам, реализацией проекта могла бы заняться компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, которая строила Крымский мост, а процесс строительства можно было бы реализовать по аналогии со строительством кольцевой дороги в Санкт-Петербурге. «Каждый участок будет финансироваться отдельными траншами, механизм — выпуск повторных облигаций, которые, скорее всего, могут купить крупные госбанки, крупные негосударственные пенсионные фонды, то есть профессиональные участники рынка, с надежными и длинными инструментами инвестирования»,— говорит господин Верхоланцев.

Минводы ищут выход к морю Еще один глобальный автодорожный проект, который может создать альтернативный путь в Сочи только уже со стороны региона Кавказских Минеральных Вод, находится сейчас в работе федерального Министерства по делам Северного Кавказа. Якобы строительством этой дороги уже заинтересовались инвесторы из ОАЭ. По словам первого замглавы Минкавказа Одеса Байсултанова, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал поручение найти решение по строительству прямой дороги между Кавминводами и Сочи на условиях государственно-частного партнерства. «Сегодня уже отмечается интерес компаний, готовых инвестировать в данный проект, в частности фонда Pariano Invest из Объединенных Арабских Эмиратов»,— заявил господин Байсултанов. В Росавтодоре говорят, что пока специалисты только анализируют необходимые объемы финансирования, а также различные варианты строительства дороги, в том числе с привлечением средств инвесторов по концессии.

Проекты строительства скоростной трассы из Кавказских Минеральных Вод в Сочи поступили в Росавтодор в марте 2017 года. А в июне 2018-го были определены два наиболее перспективных маршрута: первый (334 км) проложен от Пятигорска через Кисловодск, Карачаевск, Зеленчукскую, Псемен, Красную Поляну до Адлера; второй (273 км) — от Пятигорска через Черкесск, Зеленчукскую, Псемен, Красную Поляну до Адлера.

Автодорога должна сократить путь от Пятигорска до олимпийской столицы минимум на 400 км. Сегодня автодорожное сообщение между Кавминводами и Сочи осуществляется либо через Краснодар (720 км), либо через Майкоп (600 км по горной местности). Приблизительный объем инвестиций — порядка 200 млрд руб. Появление трассы призвано обеспечить оптимальную транспортную связь курортов, расположенных на территории Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики, с курортами Краснодарского края, а также увеличить туристический поток в обе стороны между Северо-Кавказским и Южным федеральными округами. Кроме того, планируется, что новая трасса окажет существенное влияние на экономику всех участвующих на ее пути регионов, повысит их инвестиционную привлекательность как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, а также создаст дополнительные условия для развития промышленного и агропромышленного секторов экономики региона. Автодорога через Большой Кавказский хребет также призвана увеличить товарооборот между федеральными округами за счет снижения логистических издержек производителей.

Строительство дорог в курортных зонах осложняет наличие охраняемых природных объектов и непростые геологические условия

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Летом прошлого года сообщалось, что с инициативой оказать содействие в строительстве трассы между Кавминводами и Сочи выступала некая китайская строительная компания, но чем закончились переговоры с ней — в минтрансе Ставропольского края сообщить отказались. В администрации Сочи говорят, что разговоры о строительстве трассы между Адлером и Ставропольем ведутся еще с советских времен и новые проекты обсуждаются с периодичностью пять — десять лет. «Чаще всего появляются экологи, которые говорят, что трасса нарушит пути миграции животных, и на этом разговоры заканчиваются»,— рассказал собеседник в сочинской мэрии. Ведущий аналитик AMarkets Артем Деев считает, что данная магистраль будет целесообразна, поскольку значительно сократит время в пути из Минвод в Сочи и расходуемое топливо «Частным инвесторам такой проект будет интересен, если автодорога станет платной. Кроме того, она будет пользоваться успехом при перевозке грузов из республик Северного Кавказа»,— уверен господин Деев. А Алексей Калачев из «Финама» полагает, что проект на условиях ГЧП может привлечь крупные финансовые структуры, контролируемые государством, поскольку объем требуемых вложений обеспечить под силу только им. В то же время эксперт отмечает, что стоимость дорожного строительства в России сопоставима с развитыми странами, а уровень доходов населения — нет. Поэтому при низких тарифах проект будет убыточен, а если тарифы на проезд поднять до уровня самоокупаемости, по этой дороге мало кто будет ездить. В связи с этим, как правило, на проектах ГЧП власти гарантируют возврат инвестиций за счет региональных бюджетов. «Заинтересованность инвесторов на условиях ГЧП будет зависеть от двух факторов. Во-первых, от оценки будущего трафика, чтобы при приемлемом размере оплаты проезда обеспечивать хотя бы какую-то значимую часть дохода будущего консорциума. И, во-вторых, нужно определиться, чей бюджет будет гарантировать возвратность инвестиций. Ставропольский и Краснодарский края должны взвесить свои возможности, а также посчитать потенциальную выгоду от роста трафика и освоения прилегающих территорий»,— комментирует аналитик.

Все дороги ведут в Крым

Несмотря на явные транспортные проблемы Сочи, федеральные власти сегодня отдают приоритет автодорогам, ведущим к Крымскому мосту, который был введен в строй в мае этого года. В середине октября правительство России опубликовало Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны на период до 2024 года, куда вошел только один автодорожный проект на территории Краснодарского края — реконструкция федеральной трассы А289, ведущей из Краснодара в направлении Тамани. Как сообщают в Росавтодоре, в настоящий момент завершается процесс передачи автодороги в оперативное управление ФКУ Упрдор «Тамань» (структура Росавтодора).

Сейчас дорога от Краснодара до Темрюка, ведущая через Славянск-на-Кубани, является кратчайшей к Крымскому мосту. Автомобилисты, двигаясь по М-4, уходят на А289 через Краснодар или, если едут через Тимашевск,— в районе Славянска-на-Кубани. Далее дорога идет через Темрюк к хутору Белому, где примыкает к трассе А290 сообщением Новороссийск-Керчь. По предварительным планам Росавтодора, трасса А289 должна быть доведена до первой категории, что устранит риски образования пробок в летние периоды, а также сократит время в пути с 2 часов 40 минут до 1 часа 50 минут. В Росавтодоре также сообщают, что протяженность нового федерального маршрута составляет 150 км, однако только пятая часть его будет выполнена в четырехполосном варианте. В основном трасса состоит из двух-трех полос движения, при этом более 20 км дороги проходит вблизи жилых домов в населенных пунктах, где существуют пешеходные переходы и пересечения проезжей части в одном уровне. Средняя скорость движения по А289 составляет около 60 км/час, а этим летом, по данным дорожников, она падала ниже 40 км/час.

По информации краевого минтранса, среднегодовая интенсивность движения по А289 на участке от Краснодара до Славянска-на-Кубани еще в 2016 году составляла около 20 тыс. автомобилей ежесуточно, а на участке от Славянска-на-Кубани до Темрюка: 10-12 тыс. автомобилей. После открытия движения по Крымскому мосту нагрузка на дорогу существенно выросла. «Предполагается, что и в будущем автомобилисты будут выбирать именно этот маршрут для движения из центральной части России в Крым»,— говорят в министерстве. По словам губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, самостоятельно край не в силах профинансировать реконструкцию автодороги, которая, по информации краевых властей, потребует около 90 млрд руб.

В 2019 году планируется начать строительство Дальнего Западного обхода Краснодара. Он свяжет трассы М-4 «Дон» и А289 и позволит автомобилистам, движущимся по М-4 в сторону Крыма, объехать городскую агломерацию, а также зоны перспективной застройки. На дороге протяженностью чуть более 50 км будет четыре полосы движения, три транспортные развязки, четыре моста, десять путепроводов. Расчетная скорость составит 120 км/час. По предварительным оценкам, в перспективе 15-20 лет преимущественно за счет крымского транзита трафик на участке от Дальнего Западного обхода Краснодара до Славянска-на-Кубани может увеличиться в два-три раза, а на участке от Славянска-на-Кубани до хутора Белого — в три-четыре.

Планируется, что федеральные дорожники примут трассу А289 в оперативное управление до конца 2018 года, а до конца 2019 года приступят к ее проектированию, реконструкции и строительству. Параллельно дорожники ведут работы на трассе А290 Новороссийск- Керчь», где реконструируется участок от строящейся развязки в Джигинке до развязки с автоподходами Крымского моста на Таманском полуострове. Дорога будет расширена до четырех полос и реконструирована до параметров категории 1Б. Также федеральное дорожное агентство рассматривает еще ряд проектов по решению транспортных проблем Геленджика, Новороссийска и Анапы, которым необходимы объездные дороги, а Новороссийску — еще и отдельный путь к морскому порту. В августе этого года компания «Автодор» опубликовала на сайте госзакупок заказ на предпроектные работы по строительству первого этапа скоростной платной трассы Краснодар-Абинск-Кабардинка, которая должна будет дублировать перегруженное направление из Краснодара к черноморскому побережью. Стоимость этой работы заказчик оценил в 150 млн руб.

Дмитрий Михеенко

Вся лента