Московские улицы «познакомятся» с автобусами-амфибиями
Приживется ли новый транспорт в столице
Новый столичный транспорт в воде не потонет. В мэрии рассказали о планах запустить в следующем году по городу автобусы-амфибии. Они смогут на колесах передвигаться по дорогам, а потом съезжать в реку и передвигаться по ней с помощью винтов. На пять таких автобусов власти выделили 350 млн руб. Приживется ли в Москве новый вид транспорта? С подробностями — Иван Якунин.
В сети немало видео с испытаний этого чуда техники. Вот причал, пологий съезд на воду. Желтый автобус со скошенным как у катера дном стоит метрах в пятидесяти, набитый людьми. Вдруг резко срывается с места, набирает скорость и влетает на водную гладь, поспешно пряча колеса в специальный отсек.
Выглядит впечатляюще. Но у президента ассоциации по развитию туризма Innovation Russia Карена Гончарова есть вопросы. Например, каким будет маршрут у такого автобуса в Москве? «Это самый смешной вопрос, потому что у нас Москва закована в гранитные берега. Наверное, надо будет делать какое-то специальное место, где можно будет съехать на этой амфибии. Но это уже дело властей. Естественно, такие маршруты будут прокладывать только в центре города — место тусовки туристов, где всегда есть музеи, памятники, то есть в историческом центре города», — считает Гончаров.
Стоит необычный транспорт довольно дорого — в три раза больше обычного автобуса. Власти еще пообещали выделять по 50 млн руб. ежегодно на содержание этих новинок. Вдобавок придется строить дополнительную инфраструктуру. Судя по всему, автобусы-амфибии не решат каких-то транспортных задач, это просто развлечение для туристов, заключает эксперт межрегионального отделения «Город и транспорт» Владимир Валдин: «Не вижу никаких проблем и минусов. Если у мэрии достаточно денег, чтобы вложиться в такой аттракцион, почему бы и нет? С точки зрения вопросов общественного транспорта, это полный ноль. Просто некое транспортное средство, которое не является транспортом, по сути, это туристический аттракцион. Это дополнительная нагрузка на воду: на Москве-реке в летний период очень большое количество водного транспорта, в первую очередь туристическо-развлекательного. Ну, появится еще какой-то».
И правда, опыт других стран показывает, что автобусы-амфибии больше интересны приезжим, чем местным. Такой транспорт первым появился в Сан-Франциско, потом в Бостоне, затем его пустили по европейским дорогам и рекам: Гамбург, Амстердам и Роттердам, Будапешт. Экскурсовод венгерской столицы Мария Чех рассказала «Ъ FM», что час прогулки стоит €35. Туристы охотно катаются на амфибиях, но сама она обходит их стороной. «Для этого водители должны быть профессионалами, потому что несколько раз уже были такие случаи, когда звали пожарников. В мотор попадает вода, и он просто стоит на месте и не хочет дальше ехать. Я не хочу брать на себя ответственность и вести туда людей, потому что никогда не знаешь, какой будет водитель», — заключает Чех.
Возникает вопрос, где купить такие автобусы. Американская компания CAMI продает их по $650 тыс. или более 40 млн по нынешнему курсу. В «Мосгортрансе» выразили надежду, что проектом заинтересуются и российские производители, тогда удастся сэкономить. Но руководитель автобусной комиссии Российского союза туриндустрии Владимир Рабинков им бы не доверял:
«Это достижимо, это все работает, но как это у нас сделают, если у наших заводов нет опыта? Как у нас получится, не знаю, у нас и обычные автобусы не очень-то получаются».
Впрочем, опыт создания амфибий есть у российских военных. Возможно, их технологии смогли бы пригодиться в разработке. Хотя есть вероятность, что в основу ляжет и обычная списанная техника.
После Чемпионата мира по футболу столичные власти и так ожидают роста турпотока. Если в прошлом году Москву посетили 21 млн иностранцев, то в 2018-м мэрия рассчитывает увидеть показатель в 30 млн человек.