«Поляризация общества зрела давно»
Михаил Таратута — о расколе американского общества
6 ноября в США проходят промежуточные выборы в Конгресс, от которых во многом зависит дальнейший курс Соединенных Штатов, как, собственно, и политическое будущее Дональда Трампа. Ставки чрезвычайно высоки. Америка бурлит, градус ожесточенности борьбы за голоса избирателей подскочил до самой верхней отметки. За 40 лет своего знакомства с этой страной не могу припомнить ничего подобного.
Зато я помню другую Америку. Америку 90-х — в годы моей работы в этой стране. Да, конечно, и тогда велись споры, но такого ожесточения не было. Сегодня же консерваторы и либералы не просто расходятся во взглядах, что было бы в духе американских традиций, они не согласны во всем, отрицая любые факты, приводимые противной стороной. Они не одобряют образа жизни друг друга, ставят под сомнение мотивацию поступков и патриотичность оппонентов. Они питают отвращение к источникам информации, которыми пользуются их противники, и с разных ценностных позиций относятся к таким базовым институтам, как религия, брак, рождение детей. Словно принадлежат они не к соперничающим партиям, а к враждующим племенам.
Если раньше традиционными площадками для обсуждений и поиска компромиссов служили Конгресс, законодательные ассамблеи штатов, а также СМИ и экспертные форумы, то сегодня эти институты переживают острый раскол и проявляют столь же острую нетерпимость друг к другу. Межпартийные споры в Конгрессе велись всегда, со дня его основания. В этом и заключается один из главных смыслов политической системы Америки. У двух партий могут быть разные взгляды, но материализовать их в виде закона можно только путем компромисса. Ни одна из сторон не получает всего, что требует, но появляется решение, которое в целом устраивает всех.
Я застал время, когда этот механизм так и работал. Но не сегодня, когда компромисс уже невозможен. Демократы и республиканцы в Конгрессе не в состоянии договориться практически ни по одному значимому для страны вопросу.
Поляризация общества зрела давно, но раньше это была скрытая форма начинающейся болезни. С появлением Трампа все болячки вылезли наружу. Страна не просто разделилась на сторонников и противников президента. Противники объявили Трампу войну, войну на уничтожение. В кампанию борьбы с ним оказались втянуты не только политики, часть судейского корпуса и пресса, но и многие общественные организации либерального толка, не говоря уже об откровенных леваках. Войну со своим президентом поддержала и часть чиновников в правительственных учреждениях, саботируя его руководство.
В такой обстановке результаты выборов могут многое изменить. Если демократам удастся получить большинство в обеих палатах, Трампа ждет неминуемый импичмент. Если Сенат останется за республиканцами, а это более вероятно, Трамп у власти удержится, но едва ли сможет проводить свою политику. А это значит, что шансы на его переизбрание существенно сократятся. И только большинство республиканцев в обеих палатах позволило бы со временем определить роль Трампа в истории — как выдающегося политика или эксцентричного популиста.
При этом любой исход голосования не решает главной проблемы — раскола американского общества, невиданного со времен движения за гражданские права. Для его преодоления Америке потребуется переналадка всех политических институтов.