Тамани меняют грузы
Проект порта-долгостроя опять скорректировали
„Ъ“ выяснил подробности скорректированного проекта строительства порта Тамань, реализацию которого поручил ускорить вице-премьер Максим Акимов. Предполагается, что инвесторы-операторы сами будут строить терминалы, а четкая схема проекта должна стать понятна в начале 2019 года. По данным „Ъ“, крупнейшим грузом Тамани станет уголь, увеличены мощности для зерна, но снизились планы по перевалке нефтепродуктов, контейнеров и руды.
1 ноября у вице-премьера Максима Акимова прошло совещание о развитии порта Тамань — уже реализующегося проекта ОТЭКО Мишеля Литвака и перспективного сухогрузного района (СР), создание которого обсуждают не первый год. В аппарате чиновника это не комментировали. По словам источников „Ъ“, вице-премьер дал понять, что проект СР — один из ключевых в магистральном плане развития инфраструктуры.
Проект сухогрузного района еще в 2014 году получил положительное заключение Главгосэкспертизы, в 2015 году были заключены предварительные инвестмеморандумы. Но в 2017 году было решено реализовывать его из внебюджетных источников, что потребовало корректировки моделей. Как писал „Ъ“, проект СР обсуждали в Минтрансе 31 июля с новым составом терминалов и операторов. В октябре на основе данных от возможных инвесторов актуализировали прогнозы грузопотоков, пришлось переделывать генплан порта с исключением из проекта земельных участков ОТЭКО (подробнее см. „Ъ“ от 13 марта).
По данным „Ъ“, Максим Акимов поручил до 1 декабря завершить переговоры и либо договориться с ОТЭКО о продаже земель, либо делать проект при соблюдении текущих прав собственности. По словам собеседников „Ъ“, исключение из границ порта территорий ОТЭКО увеличило инвестиции: теперь нужны вдвое большие искусственные земельные участки. Как следует из презентации Минтранса к совещанию (есть у „Ъ“), по сравнению с 2014 годом затраты проекта выросли на 12,6 млрд руб., до 232 млрд руб. (в сравнении цен соответствующих лет).
По информации „Ъ“, Максим Акимов поручил к середине января 2019 года подготовить доклад по общей модели проекта, параметрам организационно-финансового и технологического дизайна. В феврале в правительство должны внести предложения о концессии, рассказывают источники „Ъ“. В презентации указано, что концессионером станет ООО «РМП-Тамань», 25% в нем — средства ФГУП «Росморпорт», а 75% — стратегических инвесторов. По словам собеседников „Ъ“, это 1 ноября детально не обсуждали. Концессионер создаст объекты федеральной собственности: земельные участки, внутрипортовую и часть причальной инфраструктуры, административные здания, акваторию и т. д.
Терминалы будут собственностью инвесторов и будут ими финансироваться, публичных терминалов не планируется, говорят источники „Ъ“. В презентации указаны два угольных терминала — «Кузбассразрезугля» на 20 млн т и СУЭК на 12 млн т, терминалы металлогрузов «Металлоинвеста» (9 млн т), минудобрений «Еврохима» (11 млн т), нефтепродуктов «РН-Бункера» (входит в «Роснефть», 0,9 млн т) и грузовой терминал «Ростеха» на 40 тыс. т. Во второй очереди СР с 2025 года планируются терминалы для зерна и пищегрузов и контейнеров. NPV проекта — 132,8 млрд руб., внутренняя норма доходности — 19,8%, период окупаемости — 10,4 года, дисконтируемый период окупаемости — 13 лет, ставка дисконтирования — 10%.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что по сравнению с параметрами от 31 июля текущий вариант более сбалансирован и реалистичен — в частности, сокращены мощности контейнерного терминала, металлургического (с 11 млн до 9 млн т). «Роснефть» отказалась от терминала на 4,5 млн т, сохранив бункеровочную базу, продолжает эксперт, тогда как мощности по углю выросли на 8 млн т, а по зерну — с 20 млн до 32 млн т. Наиболее острый вопрос — конкуренция с навалочным терминалом «ОТЭКО-Портсервис». Источник „Ъ“ говорит, что терминал ОТЭКО для угля сдвигается по срокам на март-апрель 2019 года и до полного запуска оборудования в 2019 году выгрузит 1–2 млн т при мощности в 10 млн т.