Финансы вырывают из-под колес
Администрация Нижнего Новгорода проиграла иск о возврате субсидии на закупку автобусов
Нижегородской области грозит принудительное возвращение в федеральный бюджет 361,6 млн руб. — субсидии, полученной еще в 2015 году на закупку автобусов на газомоторном топливе. Лизинговые платежи за них предстоят бюджету Нижнего Новгорода еще три года. Управление федерального казначейства (УФК) по Нижегородской области требует в качестве меры бюджетного принуждения вернуть субсидию, считая, что приобретение автобусов в лизинг до 2021 года вместо их прямой покупки в собственность города было неправомерно. Администрация Нижнего Новгорода и комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), заключивший договоры лизинга, в суде первой инстанции не смогли обжаловать предписание УФК по поводу нарушений при расходовании субсидии.
Арбитражный суд Нижегородской области отказал администрации города и КУГИ, которые оспаривали предписание казначейства по поводу нарушения при расходовании бюджетной субсидии в сумме 361,6 млн руб., перечисленной в 2015 году на приобретение автобусов на газомоторном топливе. Три года назад городские власти приобрели для «Нижегородпассажиравтотранса» в лизинг 144 ЛиАЗа по трем договорам, заключенным со «Сбербанк лизингом» и ООО «Горьковская лизинговая компания» до 25 декабря 2021 года. По условиям договоров, сумма выплат за автобусы составит почти 2 млрд руб.: основная часть в рассрочку легла на городской бюджет, а субсидия была потрачена на первоначальный взнос лизингодателям. Органы бюджетного контроля не нашли никаких нарушений в этой схеме, но в прошлом году федеральное казначейство со ссылкой на разъяснения Минфина РФ потребовало проверить условия приобретения регионами техники с использованием федеральных субсидий.
В результате УФК по Нижегородской области провело внеплановые проверки КУГИ и областного министерства транспорта и автодорог, между которыми было заключено соглашение о перечислении федеральной субсидии, и решило, что органы власти неправильно ее израсходовали. По мнению казначейства, региональное министерство и КУГИ Нижнего Новгорода вместо закупки автобусов в муниципальную собственность пошли на условия финансовой аренды, когда техника остается в собственности у лизинговых компаний до конца выплат. Тем самым были нарушены как условия соглашения, так и пункт Правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе (в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность»).
Суд эту позицию поддержал. «В рассматриваемом случае, в соответствии с условиями договоров лизинга право собственности на закупаемую газомоторную технику у комитета возникает в 2021 году. В течение всего действия срока муниципальных контрактов (договоров лизинга) имущество является собственностью лизингодателей. Таким образом, факт постановки приобретенных по договорам лизинга автобусов на баланс органа местного самоуправления в данном случае не имеет правового значения, поскольку не свидетельствует о переходе права собственности на спорную технику к администрации», — указал судья в своем решении. КУГИ и городская администрация пытались доказать, что лизинг и есть вид закупки для муниципальных нужд. Однако суд решил, что целевым назначением подобных субсидий было непосредственное приобретение автобусов, а не оплата услуг по финансовой аренде. Кроме того, суд учел, что региональные власти должны были отчитаться об использовании федеральной субсидии по истечении 250 дней после ее перечисления, что явно меньше по срокам, чем семилетние договоры с лизинговыми компаниями.
В КУГИ „Ъ“ сообщили, что решение суда первой инстанции будет обжаловано. В комитете считают, что по сути все было сделано правильно: «Автобусы есть, они ездят по городским маршрутам. Мы не очень понимаем, для чего казначейство все это делает». Олег Кондрашов, в 2015 году возглавлявший администрацию Нижнего Новгорода, отмечает, что у города «ни тогда, ни сейчас» не было собственных средств для единоразовой крупной закупки автобусов, поэтому лизинг в тех условиях был единственным выходом. «Тогда Федерация решила поддержать в кризис отечественных производителей, и группа ГАЗ лоббировала эту закупку. Они получили господдержку, а Нижний Новгород — новые автобусы, у города была острая необходимость в обновлении подвижного состава. Тогда ни у кого никаких претензий не было, непонятно, почему они появились сейчас», — отметил Олег Кондрашов.
За процессом внимательно следят и в областном правительстве. От исхода судебного спора с КУГИ и мэрией зависит и рассмотрение приостановленного основного дела, в котором правительство Нижегородской области и минтранс просят признать недействительным решение УФК о применении мер бюджетного принуждения в виде возврата субсидии. Если органы исполнительной власти проиграют оба дела, из регионального бюджета будет принудительно списана сумма 361,6 млн руб. По словам управляющего партнера юрфирмы «Войнов, Маслов и партнеры» Александра Маслова, при рассмотрении судами бюджетных отношений «преобладает формальный подход», от которого сторонам будет тяжело дистанцироваться. «Судя по судебному решению, в экономическую суть лизинга никто не углублялся. Многое будет зависеть от того, сможет ли КУГИ в апелляции поставить новые вопросы перед судом, а суд — рассмотреть дело не формально, а с погружением в существо отношений», — добавил юрист, считающий маловероятным пересмотр решения.